Сегодня и вчера
Только путем изучения Родины создается привязанность к Родной Земле, к своему народу и воспитывается гражданин



Географическое описание Российское Империи по губерниям и областям с географическими картами.—СПб.,1913. С. 3


Россия. Краткое географическое описание Российской Империи по губерниям и областям, с географическими картами всех губерний.

Императрица Екатерина II написала Наставление о воспитании своих внуков. В этом наставлении предписывалось изучать Россию следующим образом:

«Употреблять по несколько часов для опознания России во всех ее частях... Карты всея России и особо каждой губернии с описанием, каковы присланы от генерал-губернаторов к тому служить могут, чтобы знать: слой земли, произрастание, животных, торговли, промыслы и рукоделия; также рисунки и виды знаменитых мест, течение рек судоходных с назначением берегов, где высоки, где поемны; большие и проселочныя дороги, города и крепости знаменитые; описание народов, в каждой губернии живущих, одежда и нравы их, обычаи, веселья, веpa, законы и языки».

(Шильдер. «Александр I». Том I, глава 3, стр. 34).




Цель издания Каждый русский гражданин обязан знать свое отечество, свою родину, свою губернию, свой уезд, свой город, но такие знания, к сожалению, в большинстве у нас отсутствуют не только среди простого народа, но далее среди нашей интеллигенции, которая, к стыду нашему, больше знает об иноземных странах, чем о своей родине. Эта русская особенность, подмеченная еще бессмертным Гоголем, который говорил: «Велико незнание России среди самой России», остается до сего времени неизменной.

Изучение родины важно для всех и каждого: для разного рода практических деятелей, для людей, занимающихся земледелием, промышленностью и торговлею, для чиновников и общественных деятелей и вообще для всех мыслящих людей.

Без географии нельзя знать Родины, нельзя знать Отечества. Только путем изучения Родины создается привязанность к Родной Земле, к своему народу и воспитывается гражданин безгранично преданный своей Родине. Гражданин всякой страны должен знать и помнить: все, что ему дала школа и жизнь, что ему дали опыт, чтение, все его умственное развитие — все это он получил от своего Отечества, которому должен быть всегда обязанным и вечно благодарным.

С целью широкого распространения сведений о России, главным образом в школах и вообще среди населения Империи, которое, к слову сказать, в громадном большинстве имеет очень смутное представление о своей Родине, о своем Отечестве, занимающем 1/6 часть всего света, по моей инициативе, предпринято на средства Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича настоящее издание, под названием «Россия», в котором представлено краткое описание всех губерний и областей Империи (100) с географическими картами. Для каждой губернии изготовлены отдельные географические карты в красках, с гербами губерний, и с описанием, доступные по цене (от 5 до 25 к.), чтобы дать возможность всем желающим приобрести их.

Описание губерний составлено но следующей программе:

Пространство. Поверхность. Орошение. Почва. Минеральные богатства. Климат. Население. Плотность населения. Землевладение. Земледелие. Скотоводство. Фабрично-заводская промышленность. Кустарные промыслы. Торговля. Пути сообщения. Православныя церкви и монастыри. Образование. Административное деление. Название уездов и число жителей в них, название всех городов с числом жителей.

При изучении какой либо губернии по карте и описанию можно получить ясное представление о ней и запечатлеть в памяти все данные, касающиеся этой губернии или области, а также место ее среди других губерний Империи.

В виду сего настоящее издание карт губерний и областей Империи может служить, с одной стороны, справочным пособием, а с другой—пособием при изучении Географии России.

Издание «Россия», необходимое для школ, для всех правительственных и общественных учреждений Империи, а также для войск, должно быть настольным у каждого русского гражданина.

Каждый школьник должен иметь карту своей губернии для изучения ее и для справок.

По описанию губерний и географическим картам в каждой семье сами дети, без помощи учителя, и взрослые, с целью самообразования, могут легко и наглядно знакомиться с Родиною, с Отечеством и тем самым серьезно заинтересовываться изучением России.

Надо стремиться, чтобы все, от кого может зависеть, способствовали всестороннему изучению России и тем самым помогали бы воспитать в народе подъем национального духа, высокий патриотизм, беззаветную любовь к Родине, веру в ее мощь и силу.

СПб. 15 июня 1913 г. А. Е. Рябченко.




К такому то сброду приходилось применять инструкцию по воспитательной части
Повествования о продолжительном походе, напоминающем ему счастливую свободу по его неправильному понятию об оной
Многие, мечтавшие о возможности проникнуть в этот день в храм, не могли получить желанного входного билета.
Господь подул, и они рассеялись
Мы изгнанники, растерзана наша Родина-Мать, но мы живы, живы наши идеалы
Желания государя составляют всю его политику, а эти желания управляются неистовыми страстями
Проба турок найти слабое место для овладения цитаделью была их первой неудачей и, вместе с тем, высказала их самонадеянность
С Новым годом!!!
Из имеющегося описания беспорядков и злоупотреблений в военных госпиталях…
Какия ни есть ссоры меж порубежними жители до сего постановленнаго мира были: и тем ссорам быти немстительным и не памятным



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.