Сегодня и вчера
Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту
Произведение искусства «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту» Автор:
Чистяков Павел Петрович


Размер:
175х217 см
Техника:
Холст, масло
Время создания:
1860
Местонахождение:
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург
Смотреть полностью


И патриарх Ермоген в том отказал и говорил, что он их треклятых за неправду проклинает



Белокуров С. А.Разрядные записи за смутное время (7113-7121 гг.).—М., 1907. С. 21


По рукописи Московского главного архива Министерства иностранных дел № 98/129

Лета 7119-го в сентябре пришли к великому государю Жигимонту королю Полскому и к великому князю Литовскому под Смоленеск ото всего Московского государства послы: митрополит Ѳеларет Ростовской и Ерославской, да боярин княз Василей Васильевич Голицын, да околничей княз Данило Иванович Мезетцкой, да думной дворянин Василей Борисович Сукин, да думные дьяки Томило Луговской да Сыдавной Васильев. И послы пришли х королю под Смоленеск и по наказу о королевиче били челом. И король по договору не учинил, и на чом гетман и полковники крест целовали, преступил, сына своего королевича на Московское государство не дал, а в Москву ввел многих Полских людей и Смоленеск взял взятьем. И Московского государства всякие люди, видя королевскую неправду, что Жигимонт король во всем нарушил крестное целованье и Московским государством хочет завладеть к Полше и к Литве, (л. 574) почали збиратца по городом со всякими людми воинскими, чтоб им притить, и Московское государство очистить и Литву из Москвы выбить. Збиралис по городом: на Резани збиралис Прокофей Ляпунов, в Колуге збиралис княз Дмитрей Тимофеевич Трубетцкой, в Нижнем княз Олександр Ондреевич Репнин. И изо всех Замосковных городов служивые всякие люди собрався пришли под Москву. А на Москве в те поры были Литовские люди: Олександра Гасевской, да Збаровской, да Струе, да Зановской, и иные полковники и ротмистры со многими с Литовскими и с Неметцкими людми.

И видя, что Московские люди почали под Москву збиратца, и на Страшной неделе во вторник Москву в Белом городе во многих местех зажгли, а роты стали по воротам и людей почали побиват, а иные грабить учали дворы, и Московское государство все выжгли, и в Китае ряды 4 пограбили, и людей в Китае всех высекли и храмы Божии разорили; (л.—об.) а в Кремле городе захватили патриарха Ермогена да бояр князя Федора Ивановича Мстисловского с товарищи, а боярина княз Ондрея Васильевича Голицына убили по наученью Михаила Глебова да Федки Ондронова. А под Смоленским корол Жигимонт Московского государства послов митрополита Ростовского Феларета Никитича, и боярина княз Василья Васильевича Голицына, и княз Данила Ивановича Мезетцкого, и дьяка Томила, и дворян княз Якова Петровича Борятинского с товарыщи сослал в Полшу.

А как собрався Московского государства всякие люди Москву осадили, и Полские люди ото всего рыцерства послали к патриарху Ермогену на Кириловское подворье полковника Казановского с товарыщи, да бояр князь Бориса Михаиловича Лыкова, да Михаила Глебова да дьяка Василья Янова, а велел патриарху говорить и бить челом, что он в полки к Московским людем отписал, и велел им с полки от города отступить, (л. 575) а они пошлют х королю послов, чтоб он по прежнему договору королевича на Московское государство дал вскоре; a учинить бы с Московскими людми о том срок, в кою пору послы по королевича сходят. И патриарх Ермоген в том отказал и говорил, что он их благословляет за Московское государство пострадать не токмо до крове, и до смерти, а их треклатых за неправду проклинает. И Олександра Гасевской с товарыщи святейшего патриарха Ермогена велели свесть в Чюдов монастырь и уморить злою смертью, и на Божии церкви и на люди пуще возъярились, и храмы осквернять, ставить лошеди, и на образех спать, а бояр теснить и людей побивать; а х королю послали в послех полковника, да княз Юрья Трубетцкого, да Михаила Глебова да дьяка Василья Янова.

И того ж году под Москвою в полкех возмутилис казаки, учинили з дворяны рознь, воеводу Прокофья Ляпунова убили.

(л.—об.) Лета 7120-го году стоял под Москвою с людми боярин княз Дмитрей Тимофеевич Трубетцкой и иные воеводы у ворот по острошкам. А в Нижней пришли Смольяне и иных городов служивые люди и, советовав с Нижегородцы с выборным человеком с Кузмою Мининым, выбрали воеводу столника княз Дмитрея Михайловича Пожарского, и пришод в Ерославль, собрався с людми, пришли под Москву и стали табором у Орбатцких и у Чертолских ворот.

Того ж году в августе приходил под Москву Литовской гетман пан Хоткеевич со многими Полскими и Литовскими людми с конными и с пешими, и хотел в Москву провесть запасы, и был с ним бой по два дни, и Божию милостью и Пречистые Богородицы и Московских чюдотворцов молитвами многих у него людей побили, в Москву не пропустили и запасы у него поймали.

(л. 576) Лета 7121-го году бояре и воеводы и служивые люди Китай город взяли приступом, а в Кремле городе Литовские люди здалис в ноябре. И Божиею милостию Московское государство от Полских и от Литовскнх людей очистили.




Известия о Хозарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах Абу-Али Ахмеда Бен Омар Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала X века
Еще ребенком я думал, что звезды суть атомы какого-то гигантского существа. Да и кто из нас этого не думал
Чтоб не подвигнуть крестьян к непокорности или неправым притязаниям на помещиков, вы должны содержать сие в тайне
Новый опыт к удостоверению Наших вернолюбезных подданных, сколь наполнены Мы человеколюбивым призрением к народу, и горячим попечением о общем благе и добром устройстве
Ведь может легко случиться так, что избранный всей душой и желал бы послужить своим избирателям — народу, да отстоять их хорошенько не сможет, не сумеет.
Совершенно самостоятельное руководство, вполне удовлетворяющее потребностям всякого стола и на всякие средства
Николай Новиков, московские мартинисты и донос графа Ростопчина
Коль скоро возникла в известной досужей группе известная сумма идей, то вот и получилось то, что называется интеллигенцией общества
Различные писатели, упоминавшие о Духоборцах, сравнивали их с различными сектами, судя по тому, какая сторона их учения казалась для них виднее…
Образы этих деспотов до того ярки, до того типичны, что даже и теперь, по истечении длинного ряда веков, когда смотришь на них, становится страшно за человека...



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Лента времени Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"