Сегодня и вчера
Со смертью Анастасии Иоанн лишился не только супруги, но и добродетелей



Царицы и царевны из дома Романовых // Русский архив. Историко-литературный сборник. —М.,1913. Выпуск 8. С. 169


Вскоре по возвращении с Казанского похода царь опасно заболел и когда ослабел настолько, что не мог ни двинуться, ни вымолвить слова, вокруг одра казавшегося умирающим царя, собрались придворные и затеяли спор о передаче престола двоюродному брату царя, Владимиру Андреевичу, вполне взрослому и самостоятельному правителю, помимо еще младенца, сына Иванова Дмитрия, что влекло за собою временное правление его матери, Анастасии, и могло бы вызвать те же интриги и бедствия, какие были в правление Елены Глинской во время малолетства самого Ивана. Даже по-видимому самые близкие к царю люди, Сильвестр и Адашев стояли за передачу правления Владимиру Андреевичу. Но царь не умер и, выздоровев, затаил злобу против боярства вообще и тех лиц в особенности, которые шли против его прямого наследника, Дмитрия, и его жены Анастасии. Он увидел в этом явную измену его царскому роду и особенно восстал на защиту Анастасии. В своих ответных посланиях к Курбскому, 18 лет спустя после смерти Анастасии, Иван писал: «Зачем вы разлучили меня с моей женой? только бы у меня не отняли юницы моей, кровавых жертв (боярских казней) не было бы». Вообще в обращении с женой Иван IV обнаруживает теплоту и нежность. Уходя в поход под Казань, он разрешает ей миловать опальных и «давать свободу заключенным». Анастасия же плачет при расставании с супругом. Первую свою жену Иван IV любил какой то особенно чувствительной любовью.

Тотчас по выздоровлении, царь выполняет прежде всего данный в болезни обет и весной едет с женой и младенцем Дмитрием в Кириллов Белозерский монастырь молиться по случаю выздоровления. На возвратном пути оттуда к великой горести родителей царевич Дмитрий скончался (в июне 1553 г.) 9-ти месяцев от роду. По некоторым данным он утонул при переправе.

Тогда снова начались путешествия по монастырям и угодникам (Леонтию в Ростов, Никите в Переяславль), с мольбою о даровании чад, причем эти обетные путешествия сопровождались щедрою раздачею даров и милостыни. 28 марта 1554 г. родился царевич Иван, позже царевна Евдокия и еще царевич Федор (11 мая 1557 г.); но царевна на третьем году скончалась, оба же царевича достигли возмужалого возраста; известна, впрочем, трагическая смерть царевича Ивана от руки отца; оставался лишь слабоумный и слабодушный «постник и молчальник» Федор, с которым и прекратилась династия Рюриковичей (1598 г.).

После рождения шестого своего ребенка, царевича Федора, царица Анастасия стала хворать все чаще и чаще, быть может под влиянием тяжелой атмосферы придворных интриг и вражды к ее родственникам Захарьиным-Юрьевым. и перемены в характере самого Ивана;— его ожесточение против бояр и начавшиеся ссылки и казни не могли не отразиться на кроткой и незлобивой природе царицы. Приверженцы и советники Сильвестра недолюбливали Анастасию, сравнивали ее с Евдокиею, женой византийского императора Аркадия, гонительницею Златоустого, олицетворяя последнего с Сильвестром, Курбский в своих письмах к царю, далеко не лестно отзывается о братьях царицы, которые, в случае смерти царя, конечно, захватят в свои руки власть. Иван IV говорил защитникам царевича и Анастасии: «не дайте боярам сына моего извести, но бегите с ним в чужую землю, куда Бог вам укажет», а Захарьиных он умолял положить головы свои прежде, чем дать жену его в поругание боярам (Соловьев). По заявлению царя, во время обратного пути с больной Анастасией из Можайска (в ноябре 1559 г.), она «за одно малое слово» с ее стороны явилась им (Сильвестру и его советникам) неугодной: — «за одно маловатое слово ее, — писал он Курбскому,— они рассердились... и воздвигли сильную ненависть на нее, уподобляя ее всем нечестивым царицам»...

Царю в это время было уже 28 лет, его смущали, раздражали и сердили беспрестанные угрозы: «кричать мне, что душа то моя погибнет, царство то разорится», говорит Иван, намекая на Сильвестра. «Заболею-ли я, или царица или дети, — все это по вашим (Сильвестра и его советников) словам было наказание Божие за наше непослушание вам», говорит Иван в другом месте своих посланий к Курбскому. Весной 1560 г. удаляется в почетную ссылку, воеводою в Ливонию, Адашев, а вскоре затем сначала добровольно уходить, а потом ссылается и Сильвестр; таким образом недоброжелатели Анастасии и ее родственников не смущают более ее души. Но уже в июле 1560 г. царица занемогла тяжкой болезнью, усиленною вдобавок испугом. Загорелся Арбат, тучи дыма неслись прямо на Кремль и все усилия потушить пожарь казались напрасными. Испуганную и больную царицу поспешно вывезли в с. Коломенское: от страха и сильной тревоги ей стало хуже. Медики не могли ей помочь и 7-го августа 1560 г. в 5 ч дня она скончалась.

Анастасия как бы унесла с собою в могилу лучшие порывы души Ивана, вокруг которого образовалась пустота: прежние уважаемые и любимые советники удалились, к новым людям, его окружавшим, не было уважения и привязанности, нежно любимой жены не стало и царь весь отдался своим природным страстям. Позже перед собором, в покаянной речи своей, прося разрешения вступить в четвертый брак, Иван IV говорить об Анастасии что прожил с нею любовно тринадцать с половиною лет; но, «вражиим наветом и злых людей чародейством и отравами царицу Анастасию извели». Хотя смерть и второй жены Ивана (Марии черкешенки Темрюковой) и третьей (Марфы Собакиной) он также объяснял отравой, и такое объяснение было обычным, как мы говорили выше, в обстановке и в условиях жизни царского терема. Обычным было и то, когда царь четвертую свою жену (Анну Колтовскую) через три года после брака заключил в монастырь. Но насильственная смерть на второй день после брака, пятой жены Грозного (Марьи Долгоруковой), которую велено было «затиснуть в колымагу, повезти на бешеных конях и опрокинуть в воду» (Мордовцев) — превосходила уже все суровости домостроевского быта и приводила в ужас современников.

Возвращаясь к оценке личности Анастасии Романовой, надо заметить, что хотя бояре и другие лица, близкие с Сильвестру и переносили на нее нелюбовь свою к ее родственникам, имевшим большое подчас влияние на царя, но особой злобы к ней лично не питали и летописец хвалит ее, говоря: «предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякие добродетели». Когда она умерла не один двор, а вся Москва погребала свою первую любезнейшую царицу. Когда несли ее тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути ни духовенству, ни вельможам, теснясь на улицах ко гробу. Все плакали и всех неутешнее бедные, нищие называли Анастасию именем матери. Они не принимали даже раздаваемой им обычной милостыни, «чуждаясь всякой отрады в сей день печали». Царя за гробом вели под руки, он стонал и рвался: «один митрополит, сам обливаясь слезами, дерзал напомнить ему о твердости христианина»... «Со смертью Анастасии, Иоанн лишился не только супруги, но и добродетелей»,— замечает Карамзин.

Эта общая скорбь, эта толпа народа, эти нищие и убогие, пришедшие на погребение не для милостыни, все это явно свидетельствует нам, что кроткая и добрая первая русская царица была искренно любима своими подданными и именно этот образ свой «кроткой и доброй царицы» она сохранила в памяти потомства и в истории. Возможно также, что эта добрая память об Анастасии сыграла свою роль и при выборе царя из ее рода Романовых в 1613 году.




Нечто о волках на Дону
И все это было из-за Православия Ивана Васильевича
О способах удостоверения в верности лазутчиков и текст присяги агентов русской контрразведки.
Могила Графа Андрея Ивановича Остермана в Березове
«Светлейший господин мой, почему ты убегаешь?»
Она пришла издалека только за тем чтобы выгнать из сестры пытливого духа
Народная поэзия представляет то замечательное явление, что творческая сила ее ослабевает по мере развития умственного
Все мятежники в Кавказских горах были приведены в трепет покорением города, вечного их убежища
Пал пред стопы Ваши, ведая Вашего Императорского Высочества высочайшее к нам бедным подданным великодушие и милость



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.