Сегодня и вчера
Дмитрий Самозванец у Вишневецкого
Произведение искусства «Дмитрий Самозванец у Вишневецкого» Автор:
Неврев Николай Васильевич


Размер:
98,5 х 129 см
Техника:
Холст, масло
Время создания:
1876
Местонахождение:
Государственная художественная галерея Фонда поколений Ханты-мансийского автономного округа Югры, Ханты-Мансийск
Смотреть полностью

Голова закружилась у пана; приятно стала щекотать его самолюбие мысль, что в его доме пришел искать убежища законный наследник великого соседнего царства.



Костомаров Николай Иванович.Исторические монографии и исследования Николая Костомарова. Том четвертый.—СПб.: 1868. С. 78


Дворы Вишневецких отличались многолюдством, и паны не были разборчивы в приеме слуг, даже сами не знали, кто у них служит: приходили к ним и уходили от них бродяги всяких стран; стоило только попросить маршалка записать себя в реестре. Князь Адам Вишневецкий, владелец огромных имений в южной Руси, был пан молодых лет, гуляка, любил пиры задавать и показывать панские причуды, — был готов на всякое своевольное удалое предприятие — украинский пан! Молодой московский человек, каким пришелец себя выдавал, был лет двадцати, худощав, небольшого роста, с русыми волосами, лицо у него было кругловатое, некрасивое, смуглое, большой расплюснутый нос, под носом бородавка, голубые глаза отдавались какою-то задумчивости; голос его был приятен; говорил он складно с воодушевлением.

Поживши недолго в ряду других слуг, он заболел или сказался больным, лег в постель и попросил к себе русского священника, а по другим известиям — русского игумена. Его исповедали. Он сказал духовнику: «если я умру от этой болезни, похороните меня с честью, как погребают царских детей». Священник изумился и спросил: «Что значит это?»

— Я не открою тебе теперь, — отвечал слуга, — пока я жив, не говори об этом никому; так Богу угодно; но смерти моей возьми у меня из-под постели бумагу, прочитаешь — узнаешь после моей смерти, кто я таков; но и тогда знай сам, а другим не рассказывай.

Священник, вместо того, чтоб исполнить так, как говорил больной, сделал, как, быть может, втайне хотелось больному: он побежал к Вишневецкому и рассказал все. Князь Вишневецкий вместе с этим исповедником сам пришел к больному и стал его расспрашивать. Тот молчал. Вишневецкий отыскал под постелью свиток, прочитал и узнал из него, что перед ним находился сын Московского царя Ивана Васильевича Грозного, Димитрий, которого считали убитым в Угличе, в царствование Федора Ивановича.

Голова закружилась у пана; приятно стала щекотать его самолюбие мысль, что в его доме между его слугами пришел искать убежища несчастный изгнанный царевич, законный наследник великого соседнего царства. Вид больного внушал доверие: Димитрий, по-видимому, не хотел открывать себя; он открылся только потому, что уже не надеялся жить. Вишневецкий приложил попечение о его выздоровлении. Димитрий поднялся на ноги очень скоро.

Тогда князь Адам одел его в богатое платье, приставил к нему слуг, дал ему парадную карету с шестью отличными лошадями, начал с ним обращаться с уважением, и повез его к брату своему воеводе Константину Вишневецкому. Между тем дали знать об этом королю…




В рекруты принимать дворовых людей и крестьян и детей их, здоровых, крепких, от двадцати до тридцати пяти лет, ростом в два аршина в четыре вершка без обуви
Все читаемые нами истории и события древние иногда так чувствительно нам воображаются, как если бы мы сами то видели и ощущали
Его чувства очень могучи. Он прост, чувствителен и ласков
Преданиям о смерти, постигающей Кощея, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет бессмертного; но именно это и свидетельствует за его стихийный характер
Это была земля страха; и потому в ней мог образоваться только народ воинственный, сильный своим соединением, народ отчаянный
Мы приходим к заключению, что смутная эпоха не произвела коренного переворота во внутреннем мире исторической жизни русского народа и Русской земли
Живая и реальная мистика всегда должна что-нибудь открывать, рассказывать об испытанном и увиденном
Право, данное историею народу, есть обязанность, налагаемая на каждого из его членов
Смешно верить таким выдумкам, что русское ядро не может убить английского адмирала
Александр стремился к воссозданию европейского общества на основаниях высокой евангельской нравственности.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Лента времени Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"