Сегодня и вчера
Они служат доказательством, что при Государственных смятениях могут новые Народы и новые поселения получить свое бытие



Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. Часть первая о народах финнского племени, известных по Истории Российской под общим именем Руссов — СПб.: Императорская Академия Наук. 1799. С. 58


Тептери



Тептерь слово татарское, и значит такого человека, который не в состоянии платишь подушных денег. Оное пригодилось для основателей сей сволочи, которая в половине шестагонадесять столетия, по случаю причиненного Царем Иоанном Васильевичем Казанскому Царству разрушения, собралась из Черемисов, Чувашей, Вотяков и Татар, на Урале, а особливо в составляющей Башкирию и к Уфимской Губернии принадлежащей, части, и весьма скоро стала многолюдна. Сии люди, употребляя разные, но не одинакой своей природе, языки, и при том, будучи между собою различны во нравах, а от части и в вере, перемешались, исключая Татар, так, что иногда и нарочито трудно дознаваться, от какого происходят они племени. Они служат доказательством в новейшие времена тому, что при Государственных смятениях могут новые Народы и новые поселения получить свое бытие.

Правда, что побегом своим в горы и прилеплением к Башкирскому Народу, освободилась сволочь сия от платежа податей: однако обстоятельство сие служило ей побочною только выгодою. Самая же важность состояла в том, что боялась она, дабы Россияны совокупно со властию своею, не распространили и Христианской веры; а потому, хотя она и тогда уже была в заблуждении, однако, не взирая на все Российского Духовенства усердное старание о обращении их к православной вере, больше оказала упрямства, нежели и те Народы, которые отвлекались от прародительского суеверия.

Тептери живут в построенных, по обыкновению тех Народов, из коих Общество их состоялось, деревнях и дворах; порядок ведут в оных Российский и Татарский; а живут, либо разделясь по коренным своим поколениям, либо без разбору. Всякое колено говорит собственным, однако весьма перемешанным с наречиями соседственных поколений, языком. То же самое надобно разуметь о верах их и праздниках; здешние, например, Черемисы держат, по примеру Вотяков, в летних своих избах, Мудора, коего называют, Кудовашем, присыпают его так же сосновою трухою, и столь же свято почитают, хотя в прочем, живущие в своем собственном месте, Черемисы того и не делают. Одеяние же их еще больше смешано, по тому, что они отчасти берут за себя жен и из других поколений. Деревенские их распорядки подобны Российским.

Люди сии пользуются почти всеми сельской жизни выгодами, и которые из них не ленивы, не развращенны, или не подвержены какой ни есть беде, те еще и зажиточны. Страна их весьма плодородна. Уральские леса и горы привольны к звериному промыслу, к содержанию пчел, и к скотоводству. В землелашесствк поступают, по Российскому, а в содержании пчел и в скотоводства по Башкирскому обыкновению; следовательно как в одном, так и с другом, деле преизрядно успевают. Сперва принуждены они были платить Башкирцам поземельные деньги, но, после бывшего между ними, в начале нынешнего столетия, мятежа, они от того уволены, и владеют теперь поместьями своими так, как собственно им принадлежащею землю. В казну берут с них гораздо меньше подушных денег, нежели с природных Русских мужиков, то есть, по 80 копеек только с души, и хотя они должны сверх того перевозить ежегодно от Илека, что при Оренбурге, до грузовых пристаней реки Белой, по 800 000 пуд соли, считая на человека по 43 пуда: однакож они получают за то такую плату, которую бы и всякий досужий крестьянин взять не отрекся. Да и самые лопатники, которых должны они по 400 человек посылать ежегодно к Оренбургской линии, получают, указную, за работу, поденную плату. Кроме всего выше сказанного, освобождены они и от рекрутских наборов. Столь знатные, и в сравнении с состоянием других подданных, почти и несправедливые, беглых сих людей преимущества простираются совокупно и на Башкирский, крайне не любящий новых порядков, народ. Размножение их, в сравнении с житейскими выгодами, какими они пользуются, посредственное. При всякой переписи видно числу их приращение, и при бывшей в 1762 году, показано платящих подушный оклад в Уфимской Губернии и в Тобольском Наместничестве, равно как и в Бугульминском округе, в Уфимском Наместничестве 33 656 человек.




Зрелище этого народного праздника оживлено и блестяще
Празднование понедельника в Малороссии
Если не произошло отделения Сибири от России, то приписать это следует не столько счастью, сколько государственному смыслу русского народа
Солдаты в оскорблении и в тревоге клялись друг другу, что постоят за своих стариков
Наши дилетанты с плачем засвидетельствовали, что они обманулись в коварной науке Запада
Александр стремился к воссозданию европейского общества на основаниях высокой евангельской нравственности.
Преданиям о смерти, постигающей Кощея, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет бессмертного; но именно это и свидетельствует за его стихийный характер
Они бы не посмели!— говорили мы.
Кот государев
А 30 000 червонных за то, что в продолжение осады звонили в колокола, противно обыкновению принятому в осажденных крепостях.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"