Сегодня и вчера
Святитель Митрофан Воронежский
Произведение искусства «Святитель Митрофан Воронежский» Автор:
неизвестен


Размер:
77 х 59 см
Техника:
Дерево, темпера
Время создания:
1830 - 1840-е годы
Местонахождение:
Государственный исторический музей, Москва.
Смотреть полностью


Иконы должны напоминать тех, кого изображают, как например, всем известен теперь лик новоявленного Чудотворца Воронежского Митрофана



Муравьев А. О церковной живописи // Журнал Министерства народного просвещения. Часть LXXXI. — СПб.: Тип. Императорской Академии Наук. 1854. С. 104


Живопись Православная, имея в предмете представлять нам лики Святых, собственно для их чествования, всегда чуждалась посторонних, не освященных лиц на своих иконах, даже когда по необходимости соединялось несколько лиц вместе, как например на иконе Успения (Господь и одни лишь Апостолы окружают одр Богоматери). Желая вознести дух наш от земного к небесному, Иконописание Православное изображает Мучеников уже в блаженном состоянии их небесного покоя, в венцах славы, и только с орудиями их страдания, дабы о нем напомнить чествующим их память. На Западе же, напротив того, художники представляют на своих картинах самые страдания Мучеников, чтобы дать свободу своему искусству в изображении разнородных мучений, которым они подвергались; а потому картины сии, наполненные более мучителями, нежели Мучениками, не могут удовлетворять благоговейного чувства Православного поклонника, который, прикасаясь молитвенно к иконе уважаемого им страдальца, как будто ищет с ним духовного общения чрез лобзание его язв уже прославленных. Самое Распятие Господа нашего пишется у вас с одними только предстоящими у креста Пречистою его Матерью и возлюбленным учеником, для того чтобы отстранить все прочие неприятные для взоров лица. Не таится ли глубокая мудрость в таком строгом ограничении предметов вашего благоговейного чествования на иконах?— Церковь Православная, заботясь о вашем духовном настроении, запретила даже на Шестом Вселенском Соборе изображать Господа вашего Иисуса в символическом образе, например в виде агнца и проч., но только таким, каким Он является в повествовании Евангельском, в доступном для наших взоров и мыслей образе человеческом.

Еще одна несообразность происходит от того, что Художники отступали от прежнего порядка иконописания. Отложив так называемый подлинника, или начертание ликов Святых с подробным описанием их одежды и принадлежностей, они совершенно забыли, что иконы должны напоминать тех, кого изображают, как например, всем известен теперь лик новоявленного Чудотворца Воронежского Митрофана; ради подражания Западным, они стали позволять себе, собственными вымыслами дополнять то, чего не хотели изучать в преданиях церковных, по своему произволу изменяя возраст, одеяние я прочие околичности исторические; самые же лики стали писать с натурщиков, которых иногда даже можно узнать на их иконах. Достоверно известны случаи, как иногда живописец, чтобы написать образ Преподобного, писал портрет нищего, избранного им потому только, что в чертах лица его есть нечто необыкновенное, а чтобы написать Святую жену, брал образцом женщину, не представлявшую ничего духовного, ни в ее жизни, ни в ее наружности. 80-летняя Царица Елена, обретшая крест Господень, является иногда в виде 18-летней, с руками, сложенными по Западному обычаю; Предтеча, вопреки догматов Православной Церкви, возливает только воду на главу Спасателя, вместо того, чтобы возложить на Него десницу для всецелого погружения в Иордан. И кто исчислит все погрешности такого рода? И догмат, и приличие — все бывяет нарушено, частью от неведения, частью от небрежения, к соблазну Православных. От чего же все это происходит, если не от того, когда Художник не почитает необходимостью, вместе с своим искусством, изучать и предания церковные, дабы прежде выразуметь набираемые ими предметы для своих икон. При такой оплошности утрачивается, к сожалению, в другое нравственное чувство, столь же необходимое для успеха иконописания:— Искусство сие нередко как бы уже не почитается делом священным, как бывало прежде, когда ваши иноки и Святители бывали сами иконописцами, подобно Алипию иконописцу Печерскому, Святителю Петру Митрополиту и другим, коих священные произведения доселе чествуются в наших соборах, и ознаменованы были благодатными исцелениями. Правда, и до сих пор есть несколько подражателей их искусства, которые, по их примеру, не приступают к изображению священных ликов иначе, как с молитвою и постом и даже после приобщения Св. Таин, подвизаясь таким образом и духовно, в телесно. Многие же из новейших Художников не отличают иконы от простой картины; с рассеянностью приступают к сему делу, и недостаток их собственного благочестия, равно как и их натурщиков, выражаются на произведениях их кисти. Вот почему и чуждаются Православные любители святыни такого рода икон!




Нечто о волках на Дону
И все это было из-за Православия Ивана Васильевича
О способах удостоверения в верности лазутчиков и текст присяги агентов русской контрразведки.
Могила Графа Андрея Ивановича Остермана в Березове
«Светлейший господин мой, почему ты убегаешь?»
Она пришла издалека только за тем чтобы выгнать из сестры пытливого духа
Народная поэзия представляет то замечательное явление, что творческая сила ее ослабевает по мере развития умственного
Все мятежники в Кавказских горах были приведены в трепет покорением города, вечного их убежища
Пал пред стопы Ваши, ведая Вашего Императорского Высочества высочайшее к нам бедным подданным великодушие и милость



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.