Сегодня и вчера
Устройство укреплений на Козельско-Столпицкой засеке.



Ласковский Фёдор Фёдорович. Материалы для истории инженерного искусства в России. Часть I. Опыт исследования инженерного дела в России до XVIII столетия. .— СПб.: Императорская Академия Наук.1861. С. 294


Расположение искусственных преград для охранения дороги чрез Козельскую-Столпицкую засеку, основано на следующих словах отдаточной росписи (Акт. Арх. Эксп. т. III, № 303, 1641 г.):

«…Да в полевые стороны от башни острога по обе стороны дороги, к лесному завалу, восемьдесят три сажени, а от того острогу надолб тройных до лесного завалу по осми сажен; да передо рвом с Польскою сторону надолоб двойных, столбы дубовые, по обе стороны дороги, до завалу по пятидесяти сажен косых на сторону; а промеж надолоб на дороге опускная колода дубовая. А от проезжей башни с Польской стороны до первых створных ворот, вдоль по дороге, по обе стороны дороги, надолоб двойных по девяти сажен на сторону; да меж теми воротами и города и меж длинными надолбами, ворота опускные, первые от города верен дубовые. А от тех ворот отметных надолоб, по обе стороны дороги, до лесного завалу восемьдесят сажень; а от тех ворот другие ворота опускные, вереи дубовые. А от тех ворот надолбы двойные, вереи дубовые, по обе стороны, до лесного завалу девяносто два сажени; да перед теми воротами колода дубовая опускная. А от тех ворот колода опускная дубовая ж; а от опускной колоды отметных надолоб; по обе стороны дороги к лесному завалу семьдесят сажен. А от той колоды ворота опускные, вереи дубовые; а от тех ворот отметных надолоб, по обе стороны дороги, к лесному завалу семьдесят три сажени; да у тех же ворот колода опускная дубовая. А от тех ворот сделана колода ж дубовая опускная; а от той колоды отметных надолоб, по обе стороны дороги, до лесною завалу сто одна сажень. А от той колоды ворота последние от поля, створчатые, и у тех ворот позади для запору ворот, колода дубовая опускная с Русской стороны; да с полевую сторону колода опускная дубовая. А от ворот по обе стороны дороги, острогу восемь сажен; а от острогу надолоб отметных, по обе стороны дороги, к лесному завалу сто сажен, а от тех ворот вдоль по дороге по обе стороны дороги, надолоб по пятнадцати сажен на сторону; а по конец тех надолоб колода опускная дубовая. А с Русской стороны города, за поляною, колода опускная дубовая; а от той колоды, по обе стороны дороги, надолоб тридцать два сажени. Да с Русской же стороны, возле города, чрез р. Песочну, надолоб по обе стороны дороги, сорок восемь сажен, да колода дубовая опускная…»

Хотя в конце росписи сказано:

«А поперек лесного завалу, от черты с Русской стороны до ворот, 955 саж., а от с Польской стороны 1606 сажен, обоего поперек засечного лесу 2561 сажен».

Но последнее выражение показывает, что эти размеры относятся собственно не к лесному завалу, а к засечному лесу, что при составлении чертежа и заставило дать завалу глубину несколько произвольную.




Нечто о волках на Дону
И все это было из-за Православия Ивана Васильевича
О способах удостоверения в верности лазутчиков и текст присяги агентов русской контрразведки.
Могила Графа Андрея Ивановича Остермана в Березове
«Светлейший господин мой, почему ты убегаешь?»
Она пришла издалека только за тем чтобы выгнать из сестры пытливого духа
Народная поэзия представляет то замечательное явление, что творческая сила ее ослабевает по мере развития умственного
Все мятежники в Кавказских горах были приведены в трепет покорением города, вечного их убежища
Пал пред стопы Ваши, ведая Вашего Императорского Высочества высочайшее к нам бедным подданным великодушие и милость



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.