Сегодня и вчера
Журнал Министерства народного просвещения. Часть CCXLI. —СПб.: 1885. С. 64
Обращаюсь к памятникам русской старины; они еще беднее сведениями о божествах славян, да и эти бедные сведения констатируют весьма странный факта: полное несходство в именах богов восточных и западных славян. Случай, кажется, небывалый: две отрасли одного и того же племени должны бы сходиться настолько же, насколько скандинавы сходятся с континентальными немцами, а между тем, не смотря на то, что наши Гриммы если и уступают своему прототипу в остроумии и находчивости, зато много превосходят его смелостью, они все же не могут указать твердых и определенных параллелей между славянами балтийскими и русскими. Несомненно общее только и есть, что одно имя Сварожича, так редко встречающееся у славян балтийских, и находимое в древнерусских памятниках при довольно подозрительных обстоятельствах. Но Сварожичем и его предполагаемым отцом занялся г. Ягич, и потому до открытия новых фактов вопрос о нем можно считать исчерпанным. В древнейших и несомненных памятниках языческой Руси, в договорах с греками, встречаются только два имени: Перун и Волос, скотий бог. При Игоре упоминается идол Перуна. При этом случае считаю нелишним обратить внимание на то обстоятельство, что житие Владимира, вошедшее целиком в нашу начальную летопись, многих заставляет забывать, какое большое количество христиан было в войсках князя Киевского за два поколения до Владимира. Нет сомнения, что во многих семьях языческие предания были порядком затемнены даже к концу X века; что же удивительного, что через два-три поколения после смерти Владимира составитель его жития, желавший выставить его равноапостольный подвиг в блестящем свете, принужден был обращаться к литературным источникам, чтобы пополнить бедный ряд божеств русских? Самое важное свидетельство русской начальной летописи находится под 980 годом; там поминаются Перун, Хорс, Мокошь, Симарьгл, Дажьбог и Стрибог. Прежде всего обращает на себя внимание отсутствие в этом списке Волоса, который упоминается в договорах Олега и Святослава. Затем, приведенные здесь шесть имен распадаются на две группы: четыре первые и два последние; первая группа в большом ходу в обличительных памятниках; за исключением Симарьгла (о нем см. у Ягича), они встречаются во всех из них без исключения, конечно, с изменениями форм и с осложнениями посредством других имен. Дажьбог и Стрибог из всех этих памятников находятся только в Слове, приписываемом Златоусту (см. Летописи, изд. Тихонравова, 1. с. № VII); предполагать на основании этого, что это Слово пользуется более чистыми, народными источниками, — нельзя, так как оно местами дословно сходно и со Словом Христолюбца, и, с другой стороны, с Словом Григория по Софийской рукописи № 1295, а кроме того, здесь же поминается и Артемида. Перун, Хорс и Мокошь в том же порядке, как и в летописи, встречаются и в Слове Христолюбца, и в Слове Златоуста, и в Слове Григория. Сварожич совершенно в той же обстановке, довольно нелепой, указывающей на плохой перевод или плохой список, является несколько раз, но вследствие дословного сходства, а стало быть, и единства литературного источника все эти случаи надо свести в один. Переплут, встречающийся в Слове Златоуста и в Слове Григория с одним и тем же указанием: «вертячеся бьют ему в розех», есть очевидная описка, вместо чего-то более осмысленного. Столь часто встречающиеся в этих Словах Вилы, по видимому, указываюсь на юго-славянское происхождение двух редакций, из переплетения которых составились цитаты, за неимением лучшего, полагаемые в основу восточно-славянского учения о богах. Дива, Род и Рожаница, также мало, как и непонятная Мокошь могут дать материалу для постройки прочной системы. Строго говоря, из всех богов русских непоколебимо может вывести критику только один Перун… |
Солдаты в оскорблении и в тревоге клялись друг другу, что постоят за своих стариков
Наши дилетанты с плачем засвидетельствовали, что они обманулись в коварной науке Запада
Александр стремился к воссозданию европейского общества на основаниях высокой евангельской нравственности.
Преданиям о смерти, постигающей Кощея, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет бессмертного; но именно это и свидетельствует за его стихийный характер
Они бы не посмели!— говорили мы.
Кот государев
А 30 000 червонных за то, что в продолжение осады звонили в колокола, противно обыкновению принятому в осажденных крепостях.
Получив от царя «жаловальную грамоту» (каперское свидетельство), Карстен Роде начал действия против польской торговли
Ежедневная пресса аккуратно отмечает и до сих пор факты недружелюбия к нам, русским, со стороны финляндцев.
Нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно
|