Сегодня и вчера
Примечание:
«Искры», — иллюстрированный художественно-литературный и юмористический журнал с карикатурами. Выходил еженедельно при газете «Русское Слово».
Исторический очерк образования и развития Артиллерийского училища 1820-1870. —СПб.: 1870. С. 334
Главная цель преподавания русского языка в артиллерийском училище, без сомнения, должна заключаться в том, чтобы приучить учеников правильно выражаться на родном языке. Поступающим в училище уже был пройден, в систематическом порядке, полный курс обучения языку в течение ряда лет. Опыт показывает, однако, что и после такого постепенного и систематического обучения не все ученики выучиваются писать и некоторые из них часто делают ошибки, вследствие незнания основных правил языка. Вновь проходить систематический курс обучения языку в третьем специальном классе было бы неуместно. Поэтому занятия по русскому языку получили в нем следѵющий характер: имелось в виду, чтоб ученики на практике выучились тому, в чем они не имели достаточного теоретического образования. Ученики, как уже сказано, писали большие сочинения на темы, заданные преподавателем. Нельзя отвергать, что главная цель преподавания могла таким образом быть достигнута, но с огромным трудом как со стороны учеников, так и со стороны преподавателя. Труд этот еще более увеличивался вследствие другого требования. Ученикам задавались преимущественно темы литературного содержания, и они должны были употреблять много времени на прочтение большого числа сочинений, соприкосновенных к теме, для того чтобы составить себе более или менее самостоятельный взгляд на вопросы заданной темы. Конечно, чрез это ученики отчасти привыкали к самостоятельному труду и знакомились с русской литературой, но главная цель преподавания занимала второстепенное место, так как большая часть разъяснений учителя направлялась на разбор содержания сочинений, и у него не доставало времени следить за правильностью сочинения по отношению к языку. Поэтому с 1864 года установлена была следующая система обучения русскому языку. Каждому из юнкеров назначалось сделать перевод некоторой части какого-нибудь иностранного военного сочинения. При разборе этого перевода учитель наблюдал не только за тем, понят ли смысл сочинения, но также и за правильным выражением мыслей. Чрез это ученики приобретали навык правильно выражаться на родном языке по предметам специального их образования и вместе с тем привыкали к пониманию иностранных специальных сочинений, что совершенно необходимо для хорошо образованного артиллерийского офицера. Подобные переводы сверх того положено было требовать на вступительном экзамене в академию, следовательно занятия по этому предмету составляют полезную подготовку к сказанному экзамену. С изменением характера преподавания русского языка лекции этого предмета стали поручать артиллерийским офицерам, известным по своим познаниям в русском и иностранных языках, а не специальным преподавателям языков. |
За неполные пятнадцать лет Петр I подарил и одолжил пруссакам не менее 400 своих подданных.
Открытие было так неожиданно и так важно, что мнения о ценности его тотчас разделились
Он надеялся манипулировать женщиной, плохо приспособленной к решению государственных задач; в действительности же ему пришлось иметь дело с российской императрицей.
О даче жалованья зазорным младенцам, которых рождают жены и девки беззаконно
Нужен был царь, какими были исконные московские государи, а не первый ловкий претендент
Составитель Лаврентьевского сборника имел под руками источники, неизвестные составителю Ипатьевской летописи
Беспорядкам, позорящим науку и университеты, должен быть, во благо вверенного Мне Богом народа, положен конец
Любопытно было бы также знать, откуда взято имя нашего города Самара, и не занесено ли оно с востока?
Вдруг перед глазами моими точно вспыхнули слова «царь Алексей», писанные твердым, крупным почерком
И с того времени тем царским венцом венчаются все великие князья Владимирские, когда ставятся на великое княжение
|