Сегодня и вчера
Золотой ковчег для хранения Русской Правды.
Произведение прикладного искусства «Золотой ковчег для хранения Русской Правды.» Автор:
неизвестен


Время создания:
XIX век
Местонахождение:
Государственный Исторический Музей
Смотреть полностью


Едва ли можем мы вообразить, чтоб за лишение чести, члена, и самой жизни могло воздано быть деньгами?



Правда русская или законы Великих Князей Ярослава Владимировича и Владимира Всеволодовича Мономаха.— СПб: Тип. Святейшего Правительствующего Синода, 1792.


Правда Русская Великим князем Ярославом Владимировичем в 1017 году новгородцам данная, не есть сочинение тогдашнего времени, но за несколько веков до Ярослава существовавшая, и токмо оным великим князем в некоторых статьях исправленная, в сообразность настоящего века обычаев и обстоятельств, что самое и достопамятный Татищев, в предисловии на сии законы, основательно приметил. Что же действительно законы у Руссов за несколько столетий до Ярослава были в том никакого сумнения не настоит потому что и в договоре Олега I-го с Греческими императорами, во многих статьях на них делается ссылка, и исполнение по содержанию тех статей предписывается, но древность их поглотила, и токмо отрывки их остались в Правде Русской. — И сия также не есть в том виде, в каком она во время Ярославово существовала, ибо, кроме того что от переписок повреждена, многих статей в ней недостает, что при чтении ее ясно усматривается; однакож довольно осталось для того чтоб судить о качестве целого. Из нее видим, что законы первобытных Руссов, равно как и прочих народов, приноровлены были к их нуждам, упражнениям, и разумению; а как первый предмет человеков, вступивших в общественную жизнь, есть безопасность, следственно и законов первобытных первейшим долженствует быть предметом, чтоб каждого жизнь и свобода и собственность были обеспечены; и таковые законы должны быть кратки и просты, каковы суть в самой вещи законы Ярославовы. Единого здравого рассудка довольно, чтоб понять их смысл и судье и просителю, Каждой случай преступления объяснен в оных с точностью, дабы, возложением брозд на своевольство и своенравие народа дерзкого и едва токмо из состояния дикой жизни изшедшего, отнять всякой способ к изъятиям.

Все виды уязвлений подробно означены, яко язва кровавая или токмо синее пятно, ударом произведенное; повреждение некоторой части тпела, как то руки, ноги, уха, глаза, перста, вышибение зуба, вырванье клока волосов из бороды; а по важности обиды и удовлетворение обиженному было предписано. Однакож тогдашнее удовлетворение или управа обиженным в отношении к настоящему веку, была странного рода; ибо всякое преступление, сколь бы оно велико ни было, очищалось денежною пенею, и для каждого случая положена была особенная цена. — Едва ли можем мы вообразить, чтоб за лишение чести, члена, и самой жизни могло воздано быть деньгами? Но по тогдашнему недостатку в деньгах, и в народе, в котором неравенство счастья было еще невелико, денежная пеня могла быть удовлетворительным наказанием за всякое преступление, тем паче, что не могущий заплатить возложенные пени лишался своей свободы, и отдаван был в рабство обиженному или его родственникам; а страх мщения, законом дозволяемаго, паче нежели самые законы, был уздою удерживающею наносить другому обиду. — И хотя некоторые из законов Ярославлих и являются нам странными, грубыми, и от порядка естественного отдаленными, как, например, в § XI м и XII м, когда кто кого ударит палкой или кулаком, с того предписано доправить пени 12 гривен, а кто перст отрубит, с того только 3 гривны; но между прочих находим и такие, которые и просвещенным векам сделали бы честь, как например, в § IX м, за жизнь рабы вящая пеня положена нежели за жизнь раба; в § X-м, доносителю Русскому предписано, в подтверждение своего доноса, представить семь свидетелей а иностранному токмо двух…




Да погибнет в огне это богоненавистное, братоненавистное, любовь отгоняющее местничество
Самое существенное для нас слово: Димитрий – самозванец, мы находим в послании Сигизмунда III к Павлу V от 3-го октября 1611 г.
Чиним знаменито сим нашим листом, кому будеть потреб того ведати
Вышеозначенной образец векселя с напдисателями есть такой, на котором еще акцептации, то есть о платеже принимательской подписки не было
У кого же может быть сознательная вера?
Признаюсь, я весьма многим обязан семинарии. Благодарность заставляет молчать о чем-нибудь на ее счет обидном.
Чтобы достигнуть большей характерности, я употребил дорический антаблемент. Это кажущееся новшество немного смутило наших законодателей искусства
Угличские владетельные князья
Филипп же игумен для разных монастырских поделок, которыя исправлялися прежде людьми, изобрел полезныя машины
Чернь провела весь тот день в сих бесчиниях мерзких и бесчеловечных



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"