Сегодня и вчера
Одесса. Практическая гавань
Фотография «Одесса. Практическая гавань» Автор:
Неизвестен


Размер:
16,5 x 22,5 см.
Техника:
Фотография. Фотохромная печать
Время создания:
Между 1890 и 1900 годом
Местонахождение:
Собрание библиотеки Конгресса США
Источник:
Смотреть полностью


Морские берега Европейской России удалены друг от друга на такое расстояние, которое равно расстоянию некоторых колоний от Англии.



Витте Сергей Юльевич. Конспект лекций о Народном и Государственном хозяйстве, читанных Его Императорскому Высочеству Великому Князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 гг.— СПб. 1912. С.69

По условиям своей исторической жизни Россия долгое время была исключительно континентальным государством. Издревле русское Белое море, составляющее часть Северного океана, не могло служить путем торгового и культурного единения русского народа с Западной Европой как ввиду неблагоприятных климатических условий, так и вследствие того, что между побережьем этого моря и центром страны, бывшим средоточием ее государственной и экономической жизни, лежали неизмеримо огромные пространства почти не населенных земель. Сознание настоятельной необходимости найти выход к морю было руководящим началом Московских Царей и Императоров России. Основывая столицу русского государства на берегах Финского залива, Великий Преобразователь открыл этим путем своему народу «окно в Европу». С каждой новой войною Россия приближалась к морям и в настоящее время владеет берегами на двух океанах и шести морях. Однако, наше положение относительно морей не вполне благоприятно. Моря эти находятся в совершенно различных климатических, географических, экономических, торговых и политических условиях; наши морские побережья, к тому же, или слабо населены, или находятся в обладании инородческого населения, или мало доступны и не имеют местного торгового значения. На Северном океане плавание круглый год возможно только на части Мурманского берега; на Балтийском море Россия владеет одним только незамерзающим портом (Либава); на Черном море — Дунай, Днепр, Днестр, Дон и все Азовское море до Керчи, а на Каспийском море — часть к северу от Брянской косы неизменно замерзают каждый год. Кроме того гавани на Черном и Азовском морях засоряются впадающими в них реками, и многие из них, не обладая достаточной глубиной, не допускают прямой нагрузки и разгрузки судов большой осадки; это заставляет прибегать в перегрузке на более мелкие суда, что требует значительной затраты времени, труда и денег. К сказанному следует прибавить, что морские берега даже Европейской России удалены друг от друга на такое расстояние, которое равно расстоянию некоторых колоний от Англии. Так, например, проход из Черного моря в Балтийское составляет около 5.000 морских миль. При таких условиях Россия не может в должной степени пользоваться благами морских сообщений и развивать свою морскую торговлю.

Значение морей, каик ѵдобиных и дешевых путей сообщения. несколько уменьшилось с изобретением и развитием железных дорог. Отныне .местности, значительно удаленный от морей, лишенный даже внугренних водных сообщений, благодаря железным дорогам получают возможность принять участие в торговом обмене и поставлять - свои произведения на международный рынок.




Коль скоро для блага Франции уже невозможно перенести столицу из Парижа и разрушить этот город до основания, необходимо держать его в постоянном страхе.
Мысли о федеративном устройстве Древней Руси
Нечто о волках на Дону
Приказные дьяки XVI века по моему убеждению — видные общественные и политические деятели, а не только «плутишки» и «страдничьи дети»
«Царие на своих степенех царских не возмогут держатися и почасту пременятися начнут…»
Не время уже, Государь, предпочитать непредвидимое
Братие! Суетно есть житие сие, и вся мимо идут. Где отцы наши, и деди, и прадеди; не умроша ли?
Будет вашим небережением Адар или Мурат, ли Булат или Стреляй, или Лихач, или Салтан умрут: и вы меня и не встречайте, а сокольников всех велю кнутом перепороть
Изъятие ценностей погубило церковь патриарха Тихона
Да погибнет в огне это богоненавистное, братоненавистное, любовь отгоняющее местничество



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"