Сегодня и вчера
Объявив в 1600 г. намерение свое основать университет в Москве, Годунов послал в Германию немца Крамера и поручил ему, приискав там, привезти в Москву профессоров и докторов



Краевский А. Царь Борис Федорович Годунов. — СПб., 1836. С. 62

Борис превзошел всех предшествовавших ему государей Русских пламенной любовью к просвещению и неодолимым стремлением образовать всю массу народа. Сам малообразованный, как Русский XVI века, он понимал умом и сердцем всю сладость науки, и, подобно бессмертному Петру, опередив далеко своих современников, жаждал знания и старался напоить его живительным соком умы ему подвластные. Скоро и решительно приступил он к этому, объявив в 1600 г. намерение свое основать университет в Москве; послал в Германию немца Крамера и поручил ему, приискав там, привезти в Москву профессоров и докторов, для обучения молодых россиян европейским языкам и наукам. Европа изумилась и обрадовалась этому намерению. Один из немецких ученых, Товий Лонциус, писал к Царю: « Вы избраны Небом совершишь дело великое, новое для России: просветить ум вашего народа несметного, и тем возвысить его душу вместе с государственным могуществом». Но русские современники не поняли Бориса. Более всех восстало против его намерения духовенство, которое представляло, что разность языков произведешь разность в мыслях, опасную для Церкви, что во всяком случае неблагоразумно вверять учение юношества католикам и лютеранам, и пр. и пр. Зная, что невозможно было бороться в тогдашнее время с таким сильным голосом, Борис, оставя мысль об университете с иностранными профессорами, прибег наконец к другому способу: отправил 18 молодых боярских людей в Лондон, Любек и во Францию учиться языкам иноземным. Неизвестна участь этих юношей, кажется, они не возвращались в отечество, ибо через три года после того Бориса не стало. Он звал к себе из Англии, Голландии и Германии не только лекарей, художников и ремесленников, но и людей чиновных в службу. 35 ливонских дворян, изгнанных из отечества поляками, приехали в Москву просить у Царя милости, были им приняты, обласканы, облагодетельствованы, и один из них, Тизенгаузен, клялся именем всех умереть за Бориса. Царь чрезвычайно любил своих иноземных медиков, ежедневно виделся с ними, разговаривал о делах государственных, о Вере; возобновил им лютеранскую церковь в Слободе Яузской…




Самое существенное для нас слово: Димитрий – самозванец, мы находим в послании Сигизмунда III к Павлу V от 3-го октября 1611 г.
Чиним знаменито сим нашим листом, кому будеть потреб того ведати
Вышеозначенной образец векселя с напдисателями есть такой, на котором еще акцептации, то есть о платеже принимательской подписки не было
У кого же может быть сознательная вера?
Признаюсь, я весьма многим обязан семинарии. Благодарность заставляет молчать о чем-нибудь на ее счет обидном.
Чтобы достигнуть большей характерности, я употребил дорический антаблемент. Это кажущееся новшество немного смутило наших законодателей искусства
Угличские владетельные князья
Филипп же игумен для разных монастырских поделок, которыя исправлялися прежде людьми, изобрел полезныя машины
Чернь провела весь тот день в сих бесчиниях мерзких и бесчеловечных
Вы никогда не были довольны самым выгодным положением, и оканчивали тем, что сами разрушали свое счастье



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"