Сегодня и вчера
Вид города Берёзова с юга
Гравюра, типографский оттиск «Вид города Берёзова с юга» Автор:
Кёнигфельс Тобиас


Размер:
250 х 355 мм.
Техника:
Раскрашенная акварелью гравюра неизвестного мастера по оригинальному рисунку
Время создания:
1779
Смотреть полностью
Примечание:
Т. Кёнигсфельс — географ, участник экспедиции Российской академии Наук в Сибирь в 1740 году. Данный лист выполнен в технике медной гравюры по его рисунку. Он вошёл в т. 18 издания: «Histoire universelle des voyages faits par mer & par terre, dans l'Ancien & dans le Nouveau monde. Pour éclaircir la géographie ancienne & moderne». Par Mr. l'abbé de Bellegarde. P. Humbert. Amsterdam. 1779.

Могила Графа Андрея Ивановича Остермана в Березове



Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1866. Апрель-Июнь. Книга вторая. — М., 1866. С. 123.

Длина памятника – пять, ширина и высота по четыре аршина. Покрыт в две доски, со свесами, фигурно, угловато вырезанными. С восточной стороны была дверь, сверху полукруглая, на юге протесь или узкое и горизонтально длинное окно, почти под самой крышей, чтобы, за высотою его, не мог никто снаружи смотреть в него, в то время, когда супруга Остермана молилась днем, а нередко и ночью, на могиле мужа. Внутри памятника, ближе к северной стороне, над самой могилою, был устроен катафалк, и на нем пустой с крышкою гроб, подобный тому, в какой положен Граф в могиле. Впереди на стене находилась икона, пред нею лампада, с горящим, во время молитвы, елеем, пред ними аналой, с лежавшею книгой, по которой Графиня молилась об упокоении души супруга в лучшем безмятежном мире. В начале Сентября, того же 1747 года, супруге Остермана предстояло отправиться из Березова на судне в Тобольск, а оттуда в Россию. Всю последнюю ночь она провела на могиле мужа, в слезах и молитвах. После отъезда ее из Березова, между жителями произошел вымысел, что она в последнюю ночь, с помощью находившихся у ней дворовых людей, вырыла тело мужа из земли и, положив в большой ящик, залив воском, увезла с собою в Россию. Но этот вымысел, как скажу впоследствии, не оправдался.

После смерти Остермана, памятник на могиле его оставался лет сорок запертым на замок, и был невредим; потом, вероятно, вследствие сказанного вымысла, что в могиле покойника нет, замок отворен, катафалк, с стоявшим на нем гробом, сломан, и самый памятник обращен в кладовую разных, принадлежащих к церкви, малоценных вещей: уголья, носилок, на которых ставят гробы покойников и проч. Наконец, в конце прошлого столетия, Священник Богородице-Рождественской церкви, Стефан Ногин, вероятно, основываясь на том же вымысле, что под памятником нет покойника, и он стоит попусту, перевез памятник к себе на двор и перестроил из него анбарушку, для поклажи вещей хозяйственных. Анбарушка эта сгорела в бывший в Березове большой пожар, 19 Июня 1806 года. От этого памятника, во время проживания моего в Березове, оставались на своем месте окладные бревна, из лиственницы, вросшие в землю; и так как между ними внутри летом почти постоянно стоит, сначала снежная, потом дождевая, вода, то эти бревна окрепли, можно сказать окаменели, и могила Остермана, чрез них, осталась не потерянной, и мне показана Березовскими жителями в 1843 году…





В это время всякий, кто только мог, носил на себе несколько родов оружия и вооружений, из азиатской роскоши более, нежели из действительной пользы, обременяя себя ими.
Польские послы добились на рейхстаге отдельной аудиенции у императора и в сильных выражениях представили полную ужаса картину московского господства в Ливонии
В делах людей и в их царствах возможными оказываются невероятнейшие вещи
«Здесь все классы народа от высших до низших Вам душою преданы. Просто сказать: Вас здесь, в Москве, любят». — «Как бы это так было!» — отозвался Государь.
Никто, естественно, не решился сказать, что виноват «Его величество»
Царь Иоанн Грозный. Его царствование, его деяния, его жизнь, современники и деятели в портретах, гравюрах, живописи, скульптуре, памятниках зодчества
Внизу, под скалою типы русских племен, игравших главную роль в этом событии. Какие же это племена, что это за событие?
Никто в этот день не был убит, случай небывалый в истории коронований польских монархов
Угличские владетельные князья
Там всего бывает: поют, кричат, смеются, шутят, представляются — тот жидом, а тот дурнем, тот собакою, а тот кошкою, или жабою



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.