Сегодня и вчера
Примечание:
Т. Кёнигсфельс — географ, участник экспедиции Российской академии Наук в Сибирь в 1740 году. Данный лист выполнен в технике медной гравюры по его рисунку. Он вошёл в т. 18 издания: «Histoire universelle des voyages faits par mer & par terre, dans l'Ancien & dans le Nouveau monde. Pour éclaircir la géographie ancienne & moderne». Par Mr. l'abbé de Bellegarde. P. Humbert. Amsterdam. 1779.
Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1866. Апрель-Июнь. Книга вторая. — М., 1866. С. 123.
Длина памятника – пять, ширина и высота по четыре аршина. Покрыт в две доски, со свесами, фигурно, угловато вырезанными. С восточной стороны была дверь, сверху полукруглая, на юге протесь или узкое и горизонтально длинное окно, почти под самой крышей, чтобы, за высотою его, не мог никто снаружи смотреть в него, в то время, когда супруга Остермана молилась днем, а нередко и ночью, на могиле мужа. Внутри памятника, ближе к северной стороне, над самой могилою, был устроен катафалк, и на нем пустой с крышкою гроб, подобный тому, в какой положен Граф в могиле. Впереди на стене находилась икона, пред нею лампада, с горящим, во время молитвы, елеем, пред ними аналой, с лежавшею книгой, по которой Графиня молилась об упокоении души супруга в лучшем безмятежном мире. В начале Сентября, того же 1747 года, супруге Остермана предстояло отправиться из Березова на судне в Тобольск, а оттуда в Россию. Всю последнюю ночь она провела на могиле мужа, в слезах и молитвах. После отъезда ее из Березова, между жителями произошел вымысел, что она в последнюю ночь, с помощью находившихся у ней дворовых людей, вырыла тело мужа из земли и, положив в большой ящик, залив воском, увезла с собою в Россию. Но этот вымысел, как скажу впоследствии, не оправдался. После смерти Остермана, памятник на могиле его оставался лет сорок запертым на замок, и был невредим; потом, вероятно, вследствие сказанного вымысла, что в могиле покойника нет, замок отворен, катафалк, с стоявшим на нем гробом, сломан, и самый памятник обращен в кладовую разных, принадлежащих к церкви, малоценных вещей: уголья, носилок, на которых ставят гробы покойников и проч. Наконец, в конце прошлого столетия, Священник Богородице-Рождественской церкви, Стефан Ногин, вероятно, основываясь на том же вымысле, что под памятником нет покойника, и он стоит попусту, перевез памятник к себе на двор и перестроил из него анбарушку, для поклажи вещей хозяйственных. Анбарушка эта сгорела в бывший в Березове большой пожар, 19 Июня 1806 года. От этого памятника, во время проживания моего в Березове, оставались на своем месте окладные бревна, из лиственницы, вросшие в землю; и так как между ними внутри летом почти постоянно стоит, сначала снежная, потом дождевая, вода, то эти бревна окрепли, можно сказать окаменели, и могила Остермана, чрез них, осталась не потерянной, и мне показана Березовскими жителями в 1843 году… |
Зрелище этого народного праздника оживлено и блестяще
Празднование понедельника в Малороссии
Если не произошло отделения Сибири от России, то приписать это следует не столько счастью, сколько государственному смыслу русского народа
Солдаты в оскорблении и в тревоге клялись друг другу, что постоят за своих стариков
Наши дилетанты с плачем засвидетельствовали, что они обманулись в коварной науке Запада
Александр стремился к воссозданию европейского общества на основаниях высокой евангельской нравственности.
Преданиям о смерти, постигающей Кощея, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет бессмертного; но именно это и свидетельствует за его стихийный характер
Они бы не посмели!— говорили мы.
Кот государев
А 30 000 червонных за то, что в продолжение осады звонили в колокола, противно обыкновению принятому в осажденных крепостях.
|