Сегодня и вчера
Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1868. Апрель-Июнь. Книга вторая. — М., 1868. С. 154. Письмо митрополита Филарета к архиепископу Гавриилу. 1836 год. Поздравляю Ваше Высокопреосвященство с знаком Высочайшего благоволения, которое и в грядущее время сохранять и приобретать Вам желаю. Архимандрита Феофила конечно жаль. Но почему бы и ему не пожалеть самому себя, после неоднократных опытов одним и тем же путем входить в состояние, достойное сожаления? По получении о нем Синодального решения, я не решился бы так скоро представлять о изменении сего решения. Разговор его о Унии, признаюсь, не прельстил меня. Самые имена Иосафата в Семена представляют неприличный намек на лица, стоящие рядом под сими именами. Прилично ли рисовать такие картины, как Униатский Священник, взявший у мужика последнюю овцу, и с нею, в картузе, с крестом, сидящий в телеге? Что если Неправославные вздумают рисовать подобным образом Православных Священников? Прилично ли говорить, что Латинские Попы действуют для того же, для чего дьявол? Послужит ли сие к утверждению Православия? И что если Неправославные вздумают отвечать Православным подобными нежностями? Не больше усладил меня поддельный разговор панагиота с азимитом, где сочинитель ,не умел даже притвориться знающим Славенскую грамматику. Неужели прекрасно сказано, что Папа без брады истая обезьяна? Неужели позволительно бритвенную язву на браде называть печатью Антихриста? Подумал ли сочинитель, кто в России употребляет брадобритие, и на кого хочет он положить Антихристову печать? Не стыдно ли мнимому панагиоту грезить с Стоглавым Собором и с раскольниками, будто есть правило, запрещающее и молиться за брадобритых? Стыдно переговаривать более нелепости сих разговоров. Советую Вам сжечь сии грамотки, которые, если дойдут до Правительства, не принесут ни чести, ни удовольствия ни сочинителям, ни распространителям. Простите моей откровенности, которая, если ошибаюсь, не имеет намерения, кроме доброго. Уфимского Ректора неудобно было оставить в прежнем монастыре, по надобности для преемника: но его перемещение, кажется, сообразно с Вашей целью, то есть, с пользой его здоровья. Вред от Униатских духовных, остающихся без мест по обращении приходов, должен быть принимаем в расчет при предварительном соображении предосторожностей при обращении. Ибо людей сих нельзя уничтожить, или перетворить. Надобно, чтобы обращение созревало под действием слова силы и духа: тогда оно надежно, а не тогда, когда более рукою плоти совершается. Еще вопрос: сказка о белом клобуке, осужденная Собором 1667 года, будет ли полезна Православию, и как? Этого я не понимаю; может, Вы мне подадите мысль и разрешение. |
Высочайшие Ее Императорского Величества милости, нечувствительно мой философской рассудок пленя, в неописанное порадование привели
Одного только золота для стенной живописи употреблено 210100 листов ценою на 1720 червонцев
«...Надобно на карабле вырезать каруну, а Немцы которые корабль делают, резать той каруны не умеют»
О древнейших событиях этой громадной азиатской страны трудно рассказать много достоверного
Иоанн IV — Сулейману I: Мы обращаемся хорошо с твоими мусульманами, и так надеемся, что будешь милостив к нашим…
C самого дня обручения с кн. Долгоруковой Петр впал в такую задумчивость, что ничто более его не развлекало.
Да и что бы Пруссия хотела отвоевать у России?
Туда по дороге, а оттуда до дворца, стояли по обеим сторонам пешие киевские мещане и купцы с ружьями и знаками их обществ
Заслугами Всемилостивейшему Государю своему и Отечеству они блестящим образом определят меру признательности своей к знаменитому виновнику их воспитания
Пехота тотчас опять сомкнулась, и они все принуждены были погибать наижалостнейшим образом.
|