Сегодня и вчера
Портрет князя Александра Николаевича Голицына
Портреты «Портрет князя Александра Николаевича Голицына» Автор:
Брюллов Карл Павлович


Размер:
194,5 х 142 см.
Техника:
Холст, масло.
Время создания:
1840
Местонахождение:
Государственная Третьяковская галерея
Страна:
Москва
Смотреть полностью


Теперь расскажу Вам одно происшествие, которое мне чувствительно и умилительно было



Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1868. Июль-Сентябрь. Книга третья. — М.,1868. С. 237.

Письмо князя А. Н. Голицына к юрьевскому архимандриту Фотию.

Личность Князя А. Н. Голицына, имевшего такое важное значение в религиозных делах нашего Отечества, доселе остается загадочною. Прилагаемые письма — несомненное свидетельство его религиозного живого чувства, по-видимому чистого Православного. Между тем известно, что он горячо покровительствовал Квакерам. Под его защитою собирались в Михайловском замке последователи секты Татариновой, и, говорят, по его влиянию, Александр I-й считался восприемным отцом сына Татариновой. Он защищал Духоборцев; посещал неоднократно Селиванова, и покровительствовал ему во время ссылки его; все Мистико-Масонские общества с своими изданиями и своею деятельностью считали его главным своим защитником. Но, вместе с тем, он с благоговением преклонялся пред всяким Православным подвижником благочестия и горячим ревнителем Веры. Кажется, ему дорого было проявление благочестия, какую бы форму оно ни принимало. Он ценил одно чувство; положительные верования для него не составляли существенного. Известно, что Фотий, поддерживаемый Аракчеевым и Шишковым, начал с ним решительную борьбу, как с врагом Православия, кончившуюся удалением А. Н. Голицына от должности Министра Народного Просвещения и Духовных Дел.

При личных столкновениях и при заочных отзывах Фотий не щадил своего противника, называя его врагом Церкви и Отечества; но Князь А. Н. Голицын, кажется, и во время борьбы сохранял какое-то уважение к этому мощному характеру. Когда Фотий громко изрекал на него проклятия, Голицын просил у него благословения.

О. Б.

Письмо 1.

Теперь расскажу Вам одно происшествие, которое мне чувствительно и умилительно было. Я не знаю, известно ли Вам, что Буряты, народ идолопоклоннический у нас в Сибири, несколько тому лет назад, услышав, что Библейское Общество переводит Священное Писание на разные языки, собрали, чрез родоначальника своего, 12 000 рублей, и прислали к нам оные, чтобы мы перевели на их язык слово Божие и им доставили. Мы не знали, как к сему приступить, что у них за язык, и кому поручить. Наконец прислали они к нам двух Бурят, чтобы их научить по-русски, и потом чтобы они перевели им Библию. Буряты сего успели в Русском языке, и один из них отправился восвояси, и Иркутским Преосвященным окрещен. Оставался здесь другой чрезвычайно хорошего сердца человек. Он перевел Евангелиста Матвея, и начал чувствовать отвращение к идолам, которых он привез с собою, потом перевел Святого Иоанна, и уже четвертый год, как он сердцем начал любить Спасителя, крещении же не мог получить по разным причинам. Как вдруг открылась в нем пресильная чахотка, и Доктор объявил, что он двух недель не проживет. Я тотчас написал к Преосвященному Митрополиту Серафиму, описав все, что с ним происходило. Учить его и времени уже не доставало, и выучен он был Господом. Митрополит назначил Священника, чтобы его крестить в постели; ибо он так был слаб, что не мог встать с оной. Я был отцом крестным его, и когда я к нему вошел и спросил его: «Какое имя хочет он иметь?», мне отвечал, чтобы я выбрал имя ему, и я предложить ему имя Иоанн, на что он охотно и согласился. По крещении он приобщен Святых Таин, и в день после того скончался. Я был у него за день, и принес ему крест деревянный, освященный на Гробе Господнем и лежавший 40 дней на Голгофе. Я об оном рассказав, отдал, он схватил крест и не выпускал из рук, держа его крепко до самой кончины. Я его спросил: «Рад ли ты, Что сподобил тебя Господь принять в свою Церковь?» Он слабым голосом отвечал: «Я тело сердцем». Чудное было сие зрелище: на одре смертном лежащий идолопоклонник, отрекающийся от идолов, а на стене у него образ Спасителя в терновом венце, коему он покланялся и веровал, Благовещения образ и четырех Евангелистов. Помолитесь о душе сего новопросвещенного Иоанна, до приимет Господь его в обители свои вечныя.

1822




Войскам приходилось преодолевать не только отчаянное мужество противника, но и побороть преграды грандиозных гор и девственно-диких лесов
Турки были принуждены к сдаче не столько сухопутною осадою, сколько действиями Флота
Проба турок найти слабое место для овладения цитаделью была их первой неудачей и, вместе с тем, высказала их самонадеянность
Гусарская форма не что иное, как венгерский народный костюм.
Откуда слово Кремль?
Она не только заставит мужа купить выбранную ею вещь, но еще будет считать себя при этом чем-то вроде жертвы
Разговоры, бывшие между двух российских солдат, случившихся на галерном флоте, в кампании 1743 года.
Турецкие уполномоченные вынуждены были согласиться на предъявленный ультиматум
Пошлите своих лазутчиков приготовить и осмотреть дороги, — все богатство Индии будет вам за сию экспедицию наградою.
Сознательная и свободная душа обитает во всей нервной системе, но в нервах высших чувств и движения душа проявляет свое сознание чище и свою движимость свободно



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"