Сегодня и вчера
Утверженная грамота об избрании на московское государство Михаила Федоровича Романова. —М., 1906. С. 32. И при его же великого государя нашего царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии скипетродержании и за умножение грех наших, Богу попущающу, а врагу действующу, начало злу сему бысть от коруны Полские и великого княжества Литовского, от Жигимонта короля и от панов рад; понеже в лето 7110-го убежа изо обители архангела Михаила, еже ся нарицает Чюдов, диякон чорной Григорей Отрепьев, а в мире сего богоотступника и проклятого еретика звали Юшком, сына боярского Галиченина Богданов сын Отрепьева, и в Киеве и в пределех его и там во иноцех дияконствующу, и в чернокнижество обратися, и ангелской образ сверже и обруга, и по действу диаволю отступи зело от Бога, и рукописание врагом дав на ся, аще станетца царского венца действом, и хто чюж благодати Божия будет на веки. И мечтами бесовскими нача сказыватися достохвалного и великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии сыном царевичем Дмитреем; и достиже коруны Полские и великого княжества Литовского короля Жигимонта и панов-рад. Жигимонт же корол и паны-рада, хотя Московское государство в межьусобье видети, тому злобесному псу из своих сокровищ на вспоможение даша злата и сребра, и множество вон; и, за вспоможением Полского Жигимонта короля и панов-рад, той проклятый еретик Розстрига достиже Северских предел Росийского царствия. И в то же время, грех ради наших, великий государь наш царь и великий князь Борис Федоровичь, всеа Русии самодержец, оставя земное царство, отыде в вечное блаженство; а на Владимерском и на Московском государстве и на всех великих преславных государствах Российского царствия оставил супругу свою царицу и великую княгиню Марью Григорьевну всеа Русии, да сына своего царевича Федора Борисовича всеа Русии. А тот скаредный и проклятый еретик, розстрига Гришка Отрепьев, слыша царя Борисову смерть, наипаче по вражию действу нача на зло простиратися, и простых и незнающих людей прельщати своими бесовскими мечтами. И великое Российское царство, по злой его вражье прелести, яко море восколебася, и неистовыя глаголы, яко свирепыя волны, возшумеша, и неукротимо и ни направляемо, аще и кормчии мудри беша, но ярость моря сих повреди, и суетну мудрость их сотвори, и во своя стремления все обрати; начальные же бояре и стратиги суетному волнению противишася, но ничтоже успеша суровому народскому глаголанию… |
Под фабрикой понимали любое предприятие, производимое при помощи молота и огня, фабрикантом, именовали всякого производителя, будь то ремесленник или кустарь
Внутренние пути Суздальской Руси сходились в Москве
Восемнадцать часов тянулся отчаянный, кровопролитный бой за Малоярославец, во время которого город восемь раз переродил из рук в руки...
Золотое сердце билось в их могучей груди, руки были железные!
Он не только собирал рослых рекрутов, но и покупал их за огромные деньги, выпрашивал в виде живых подарков, и даже пытался «выводить великанов»
Ежели мы только когда повелим флоту нашему в море идти, то тогда через сие Вашего Королевского Величества запрещение себя воздерживать не допустим.
«Если Бог позволит нам проиграть еще одно такое сражение, Ваше Величество может быть уверен, что все наши противники будут уничтожены».
При виде мертвого короля Мегре, человек редкой невозмутимости, вымолвил только: «Пьеса сыграна, пошли ужинать»
Австрийцы следовали голосу национальной ненависти и жажде грабежа, поэтому Тотлебену пришлось ввести еще больше русских войск в город и велеть стрелять по австрийцам.
Я хочу объяснить причину, заставившую короля устроить место свидания так, чтобы нельзя было переходить с одной стороны моста на другую,— вдруг это в будущем кому-нибудь понадобится в подобной же ситуации.
|