Сегодня и вчера
Уничтожение местничества. Сожжение разрядных книг.
Гравюра, типографский оттиск «Уничтожение местничества. Сожжение разрядных книг.» Автор:
Кочетова Ольга Акимовна по оригинальному рисунку Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского (1838—1898)


Техника:
Гравюра на меди
Время создания:
1880-е годы
Источник:
Смотреть полностью


Да погибнет в огне это богоненавистное, братоненавистное, любовь отгоняющее местничество



Царствование Алексея Михайловича. 1645-1676 г. Царствование Федора Алексеевича. — СПб., 1884. С. 52.

Несмотря на свою тяжкую болезненность, Феодор Алексеевич, можно сказать в самые последние дни своей жизни успел еще совершить одно великое дело — уничтожить местничество, т. е. родовой счет местами и чинами. Это местничество не только было поводом к частным распрям между боярами, но и сильно вредило всем государственным делам, потому что все важнейшие служебные места занимались по старшинству родового местничества, а не но способностям человека, и в этом не делалось никому уступки. При Михаиле Феодоровиче был выдан головою за местничество боярину Салтыкову знаменитый князь Пожарский. Обряд выдачи головою за местничество состоял в том, что приставы брали под руки осужденного за неправое местничество, отводили его на двор оскорбленного в сопровождении дьяка и подьячего и ставили его там у нижнего крыльца. При выходе хозяина на крыльцо, дьяк объявлял, что великий государь указал, а бояре приговорили выдать ему такого-то человека; хозяин благодарил за царскую милость и отпускал уничтоженного соперника, а на другой день ездил к царю бить челом за его милость. Как упорно стояли бояре за свое родовое место, видно из того, что иногда за спор за свое родовое место подвергались тюремному заключению и даже наказанью кнутом; стояли они в этом упорно потому именно, что, уступая свое место другому лицу, боярин этим самым весь род свой ставил уже ниже рода своего соперника. Неприменимость местничества более всего выказывалась в военном деле; поэтому, когда Феодор Алексеевич поручил выборным людям из военных чинов, под председательством князя Голицына, обсудить какие меры надо принять для улучшения военного дела в России, то эти выборные, в числе других причин, указали на необходимость уничтожить местничество и не только в ратных, но и в посольских и всяких других делах, чтобы каждый, от великого до малого чина, был беспрекословно на том месте, которое ему укажет государь. Феодор Алексеевич, признавши предложение выборных совершенно основательным, приказал собрать собор из знатного духовенства и членов думы; сперва им прочитали мнение выборных, потом царь обратился к ним с следующей речью: «Сам дьявол посеял среди русских людей местничество, от которого во всяких делах была большая пагуба, а ратным людям в битвах поражение, почему и дед, и отец мой, и я сам много заботились об истреблении такого зла. Так скажите же теперь сами: отменить ли, по челобитью выборных, местничество, или оставить его по прежнему?» Патриарх отвечал, что местничество действительно есть источник всякого зла, а поэтому он со всем духовенством просит государя искоренить его; светские члены собора также признали, что следует истребить. Тогда государь приказал принесть разрядные книги и, указывая на них, сказал: «Для совершенного искоренения и вечного забытия, все эти просьбы и записки по местничеству приказываем сжечь». Присутствовавшие на это воскликнули: «Да погибнет в огне это богоненавистное, братоненавистное, любовь отгоняющее местничество и впредь да не вспомнится во веки». — Решение тотчас же было исполнено в присутствии царя и всех прочих. Таким образом, 12 января 1682 года было торжественно уничтожено местничество, одно из важнейших зол старого времени.




Морские берега Европейской России удалены друг от друга на такое расстояние, которое равно расстоянию некоторых колоний от Англии.
Россия вызвана на брань: ей остается,— возложив упование на Бога, — прибегнуть к силе оружия
Изъятие ценностей погубило церковь патриарха Тихона
С затаенною радостью страна встречала вступление в нее Иоанна Грозного, приветствуя его как Исполина, как давно желанного своего Освободителя
Филипп же игумен для разных монастырских поделок, которыя исправлялися прежде людьми, изобрел полезныя машины
Не землю собирали московские князья, а власть; не территорию своей московской вотчины расширяли, а строили великое княжение
…И как размер камня не был определен, то во мне возродилась мысль избрать его такой величины, какой только силы наши позволяли
Малороссия представляла хаос, борьбу элементов
Нет другой страны по самому существу своему, историческому, экономическому, антропологическому и культурно-бытовому, до такой степени демократической, как наше отечество.
Государи и принцы суть те же люди. Горе тем из них, кто забывает узы крови и благодарности



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.