Сегодня и вчера
Памятник монахам-просветителям братьям Лихудам в Богоявленском переулке в Москве
Произведение архитектуры, монументального искусства «Памятник монахам-просветителям братьям Лихудам в Богоявленском переулке в Москве» Автор:
Клыков Вячеслав Михайлович


Время создания:
2006
Местонахождение:
Скульптурная композиция установлена у Богоявленского Собора рядом с бывшим Заиконоспасским монастырем — на месте, где в свое время стояло здание славяно-греко-латинской академии.
Смотреть полностью
Примечание:


Успехи их учеников так были блистательны, что они в три года изучили означенные науки



Смирнов Сергей Константинович. История московской славяно-греко-латинской академии. — М., 1855. С. 22.

По приезде Лихуды явились в Государственный Посольский Приказ, где были допрошены о цели приезда, и представили две грамоты: одну от восточных Патриархов, другую от Гетмана Самойловича. Патриархи восхваляют Лихудов, как известных по православию и учености, и просят воздавать им подобающую честь. Грамот собственно к Царям и Патриарху московскому Патриархи не послали с Лихудами, потому что «опасались в то военное время отнятия у них от турков или от татар на дороги ». 9 марта Цари Иоанн и Петр с Царевною Софиею выслушали доклад о Лнхудах, и они призваны были видеть пресветлые Государские очи и говорили речи: один на латинском, другой на греческом языке. По приказу царскому (14 марта) они помещены на время в Никольском греческом монастырь, и назначено им жалованья но две гривны на день да «в приезд » дано по шести рублей и по сороку соболей каждому. Вскоре Лихуды подали Царям челобитную, что помещение в греческом монастыре для них неудобно и просили переселить их в другое место и прибавить жалованья. Вследствие сего указом 21 Марта отведено им помещение в Чудовом монастыре, в келиях, «в которых жил Афанасий словенска писания учитель», и велено давать им из монастырских доходов пищу и питие против четырех того монастыря братий, а жалованья из приказу большие казны по 15 алтын на день». Но Лихуды и здесь не нашли для себя удобным помещение и подали опять Царям челобитную: тогда им велено было (марта 31) выстроить в Богоявленском монастырь на казенный счет особые деревянные келии, в которые в том же году они и переселились.

Как скоро они устроились, — тотчас открыли учение. На первый раз к ним перевели из типографской школы пятерых учеников: Алекся Барсова, Николая Семенова-Головина, Федора Поликарпова, Федота Аггева и Иосифа Афанасьева ; к ним присоединились чудовский монах Иов и Иеродиакон Богоявленского монастыря Палладий Рогов. Все они стали учиться греческому языку. Между тем, в том же году начали строить обширное здание для Академии в Заиконоспасском монастыре на сумму (2000 руб.), завещанную для сей цели Иеродиаконом Мелетием, тем самым, которому поручено было Патриархом Иоакимом писать к Патриарху иерусалимскому о присылке учителей. Возведению здания для Академии весьма много содействовал и деньгами и распоряжениями сильный в то время при дворе князь Василий Васильевич Голицын, которого Лихуды называли своим «заступником, защитителем, помощником, покровом и прибежищем», и который имел к ним особенное расположение. На следующий год (1686) здание было окончено: сам Патриарх с собором духовенства присутствовал при открыли его, и благословил перейти туда Лихудам с учениками из Богоявленского монастыря. Туда же переведены и все ученики из типографской школы; к ним по указу царей вскоре присоединены до 40 боярских детей и значительное число разночинцев. Открылся полный, но постепенный курс учения на двух языках: латинском и греческом. Грамматику и пиитику Лихуды преподавали на греческом, а риторику, логику и физику на обоих языках. Успехи учеников так были блистательны, что они в три года изучили означенные науки, могли говорить на обоих языках и перевели несколько книг на славянский язык.




Только с присоединением к России Крыма Новороссийский край с его громадными естественными богатствами мог получить настоящую цену.
Чтоб с одной стороны лишняго давано, а с другой к огорчению причины подано не было, и в протчем всякую ласковость показывать.
Одежда у татар была темного цвета: они казались в ней мрачными и унылыми. Наши же войска, напротив, отличались нарядностью и производили приятное впечатление
Без предварительного подготовления новых форм нашей внутренней политики, разрушение старого порядка породило бы хаос.
Не ясно ли что при таковых условиях честный человек подвергается опасному искушению?
Согласно требованиям Восточного этикета, Русский Царь, Великий Князь Московский, мог брать в руки лишь скипетр или меч, но никогда перо.
И ты б, дражайший брат наш, в Ливонскую землю не вступался, а нам бы еси свою любовь показал
Успехи их учеников так были блистательны, что они в три года изучили означенные науки
Милосердая государыня королева Крестина, вели, государыня, тех наших русских людей из тюрьмы выпустить
«Неотрадная судьба» Белой Руси



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.