Сегодня и вчера
Примечание:
Смирнов Сергей Константинович. История московской славяно-греко-латинской академии. — М., 1855. С. 22.
По приезде Лихуды явились в Государственный Посольский Приказ, где были допрошены о цели приезда, и представили две грамоты: одну от восточных Патриархов, другую от Гетмана Самойловича. Патриархи восхваляют Лихудов, как известных по православию и учености, и просят воздавать им подобающую честь. Грамот собственно к Царям и Патриарху московскому Патриархи не послали с Лихудами, потому что «опасались в то военное время отнятия у них от турков или от татар на дороги ». 9 марта Цари Иоанн и Петр с Царевною Софиею выслушали доклад о Лнхудах, и они призваны были видеть пресветлые Государские очи и говорили речи: один на латинском, другой на греческом языке. По приказу царскому (14 марта) они помещены на время в Никольском греческом монастырь, и назначено им жалованья но две гривны на день да «в приезд » дано по шести рублей и по сороку соболей каждому. Вскоре Лихуды подали Царям челобитную, что помещение в греческом монастыре для них неудобно и просили переселить их в другое место и прибавить жалованья. Вследствие сего указом 21 Марта отведено им помещение в Чудовом монастыре, в келиях, «в которых жил Афанасий словенска писания учитель», и велено давать им из монастырских доходов пищу и питие против четырех того монастыря братий, а жалованья из приказу большие казны по 15 алтын на день». Но Лихуды и здесь не нашли для себя удобным помещение и подали опять Царям челобитную: тогда им велено было (марта 31) выстроить в Богоявленском монастырь на казенный счет особые деревянные келии, в которые в том же году они и переселились. Как скоро они устроились, — тотчас открыли учение. На первый раз к ним перевели из типографской школы пятерых учеников: Алекся Барсова, Николая Семенова-Головина, Федора Поликарпова, Федота Аггева и Иосифа Афанасьева ; к ним присоединились чудовский монах Иов и Иеродиакон Богоявленского монастыря Палладий Рогов. Все они стали учиться греческому языку. Между тем, в том же году начали строить обширное здание для Академии в Заиконоспасском монастыре на сумму (2000 руб.), завещанную для сей цели Иеродиаконом Мелетием, тем самым, которому поручено было Патриархом Иоакимом писать к Патриарху иерусалимскому о присылке учителей. Возведению здания для Академии весьма много содействовал и деньгами и распоряжениями сильный в то время при дворе князь Василий Васильевич Голицын, которого Лихуды называли своим «заступником, защитителем, помощником, покровом и прибежищем», и который имел к ним особенное расположение. На следующий год (1686) здание было окончено: сам Патриарх с собором духовенства присутствовал при открыли его, и благословил перейти туда Лихудам с учениками из Богоявленского монастыря. Туда же переведены и все ученики из типографской школы; к ним по указу царей вскоре присоединены до 40 боярских детей и значительное число разночинцев. Открылся полный, но постепенный курс учения на двух языках: латинском и греческом. Грамматику и пиитику Лихуды преподавали на греческом, а риторику, логику и физику на обоих языках. Успехи учеников так были блистательны, что они в три года изучили означенные науки, могли говорить на обоих языках и перевели несколько книг на славянский язык. |
Празднование понедельника в Малороссии
Если не произошло отделения Сибири от России, то приписать это следует не столько счастью, сколько государственному смыслу русского народа
Солдаты в оскорблении и в тревоге клялись друг другу, что постоят за своих стариков
Наши дилетанты с плачем засвидетельствовали, что они обманулись в коварной науке Запада
Александр стремился к воссозданию европейского общества на основаниях высокой евангельской нравственности.
Преданиям о смерти, постигающей Кощея, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет бессмертного; но именно это и свидетельствует за его стихийный характер
Они бы не посмели!— говорили мы.
Кот государев
А 30 000 червонных за то, что в продолжение осады звонили в колокола, противно обыкновению принятому в осажденных крепостях.
Получив от царя «жаловальную грамоту» (каперское свидетельство), Карстен Роде начал действия против польской торговли
|