Сегодня и вчера
Не противоречит ли правде требование процентов?



Гавриил, архимандрит (Василий Николаевич Воскресенский). Философия правды. — Казань, 1843. С. 30.

<…>
§ 48. Не противоречит ли правде требование процентов?
Процент, или рост, есть та денежная сумма, которую должник платит кредитору сверх занятого капитала. Он может простираться не только на число, но на меру и вес занимаемых материалов. Требование процентов, если не основано на лихоимстве, не противоречит идее права. Если деньги, или занятые вещи приносят плоды, которыми пользуется должник; то и кредитор имеет право участвовать в этих плодах 1) за выгоды, какие приобретаются от займа и 2) за те опасности, каким подвергается капитал заимодавца.

§ 49. Количество процентов.
Нельзя определить по началам философии, сколько заимодавец может требовать процентов от должника. Но, несомненно то, что проценты, выгодные единственно для кредитора и убыточные для должника, противозаконны. Таким образом, невозможно определить количество процентов единственным произволом кредиторов. Государственные законы справедливо полагают всеобщее правило для процентов. Одно начальство правомерно может определить проценты на проценты ανατοχίςμός, usura ex usuris procedens и учредить применительно к местным обстоятельствам особого рода проценты торговые, по предварительным, справедливым требованиям купеческих сословий. § 50. Существенно ли принадлежат проценты займу?
Проценты не принадлежат существенно займу, но только случайно и произвольно, как вещи придаточные. От воли кредитора зависит, с процентами или без процентов отдать капитал свой. Всякой заем есть договор обязательный, в котором должник должен принять на себя все могущие случиться убытки и возвратить занятую денежную сумму или материалы в таком же количестве и качестве.

§ 51. Лихоимство.
Требование столь великих и неумеренных процентов, что выгода остается единственно на стороне кредитора, называется лихоимством. Всякое лихоимство скрытно ли оно, или явно, обнаруживается ли оно под каким-нибудь видом, или не обнаруживается, есть коварство и следовательно противозаконно; коварство делает договор недействительным, или требует разбирательства и вознаграждения.




Принесите мой царский жезл, сделанный из рога единорога, с великолепными алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями…
Здесь все сословия единодушно признавали Александра виновником своего благополучия; нас, русских, принимали они с радушием неподдельным
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.
Ближайший город и железная дорога были в 40 верстах. Общества положительно никакого.
Не плачь, Еленушка, может, и проживу я с вами еще годок – другой.
А если Франции знать дать об оной декларации, то она всеми мерами сопротивляться тому будет и примет совсем иные меры к нашему и Российской Империи невозвратному вреду.
Когда придет время поднять завесу, скрывающую тайные пружины происшествий той эпохи, то увидят, что вся Европейская политика вращалась около Александра
При чтении родословной литовских князей кого не поражала смесь христианских имен с кажущимися нам на первый взгляд языческими?
Глушь непроходимая, дороги отвратительные, люди живут исключительно своим умом.
Не противоречит ли правде требование процентов?



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.