Сегодня и вчера
Столыпин Дмитрий Аркадьевич. Наш крестьянский вопрос. — М., 1893. С. 6.
Все то, что выдается за передовое, есть непременно самое ретроградное, например, обожание крепостной общины, ясно, что интеллигенция до настоящего времени не совладала с вопросом освобождения крестьян. Всякое селение однодворцев или личных собственников, людей самостоятельных, имеющих свое собственное управление, оно считает находящимся в худшем положении, против общинных крестьян, лишенных инициативы в труде и управляемых некоторыми из них, называемых кулаками. Предполагаемое превосходство общины основано на принципе равенства. Заключение это слагается следующим логическим способом. Равенство это высшая справедливость, а потому община, основанная на равенстве, есть самая высшая и справедливая форма для народного благосостояния. Все это очень логично, так рассуждал и великий по уму Платон в своем сочинении о государстве: равенство высшая справедливость, говорит он, а потому допускал общение жен, детей и имуществ. Наука говорит противное, люди не равны, а потому абсолютное равенство есть высшая несправедливость. Остановлюсь на этом положении. Люди не равны, а потому общинные порядки несправедливы и бедственны. Выход из общины указан в Положении 19-го Февраля об освобождении крестьян. Статья 163. По соглашению двух третей голосов на сходе, общество может разделить приобретенные земли на подворные участки; но если выкупная ссуда еще не уплачена, то приговор о разделе должен быть засвидетельствован мировым посредником, который копию с приговора представляет в Губернское Присутствие для сведения и для утверждения сделанного обществом распределения выкупных платежей между домохозяевами. Примечание. Для раздела земли на подворные участки сумма выкупных платежей, лежавшая на всем обществе, разделяется сельским обществом между домохозяевами по величине подворных участков. Толкование этой статьи, по местностям, весьма различно; желательно приведение этой статьи в полную ясность. Полагаю подворное владение, при личной ответственности, благоприятным для поднятия крестьянских хозяйств. Полагаю его полезным также для владельцев, сдающих свои земли крестьянам. Что касается до бесхозяйных рабочих, то и при общине они уходят в отхожие промыслы для отыскания себе труда; при личном же земельном наделе они могут поправиться и найти себе занятие на месте. Полагаю, для выкупной операции тут убытков не может оказаться, приняв во внимание возвышение цен на земли и погашение части долга, 30-тилетним взносом выкупных платежей. Особенно благоприятно может подействовать дарование права крестьянам сдачи своих участков односельчанам, как то даровано бывшим государственным крестьянам и допущено на практике, для обществ, приобретших земли посредством крестьянского банка. Здесь принимается во внимание государственный интерес, который заключает в себе собственно и казенный интерес. |
Туда по дороге, а оттуда до дворца, стояли по обеим сторонам пешие киевские мещане и купцы с ружьями и знаками их обществ
Заслугами Всемилостивейшему Государю своему и Отечеству они блестящим образом определят меру признательности своей к знаменитому виновнику их воспитания
Пехота тотчас опять сомкнулась, и они все принуждены были погибать наижалостнейшим образом.
Царевич Алексей: «Я ослабел духом от преследования и потому, что меня хотели запоить до смерти»
Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет.
В этот день у нас не было недостатка в обыкновенных от Царя подачах
Я был послан в Германию, дабы найти и привезти в Россию докторов и ученых, людей хорошо осведомленных в Божественном писании, правоведении и других свободных искусствах
Барон Винцингероде привстал, показал ему ордена свои и закричал: я Русский Генерал!
Необходимая в древней России обстановка брачных обрядов
Господь подул, и они рассеялись
|