Сегодня и вчера
Соловьёв Сергей Михайлович. Курс новой истории. — М., 1898. С. 362. Недовольство, отрицательное отношение к своему должно было прежде всего высказываться в сатире на современное состояние общества, на существовавшие учреждения; умы более сильные не могли останавливаться на отрицании; в искании чего-нибудь положительного, более питательного для мысли они обращались к истории, именно к древней, потому что знали ее лучше и потому что видели в ней явление, противоположное явлениям своего настоящего. Но древняя история не могла удовлетворить их, и в настоящем они влеклись к острову, знаменитому своими свободными учреждениями, своим благосостоянием и результатами свободного движения мысли. Монтескье начал сатирою на французское государство и общество, потом остановился на древней истории, на самом любопытном вопросе: как возникла и почему пала древняя свобода, древняя республика, и наконец написал знаменитый «Дух законов», отправившись от английских учреждений, для которых начертал теорию. Грех юности Монтескье — это «Персидские письма» — сатира в очень замысловатой, удобной форме: человек из совершенно другого мира, азиатец, персиянин приехал в Париж, наблюдает и описывает то, что особенно поразило его внимание. Что же особенно поразило персиянина, т.-е. что особенно было на сердце у тогдашних либералов, к которым принадлежал автор «Персидских писем?» Если сильная власть Людовика XIV была естественною реакциею смутам фронды, то либеральный движения французского общества в описываемое время были реакциею злоупотреблениям власти при великом короле, и сатира, явившаяся выражением этих либеральных движений, разумеется, не отнесется благодушно к человеку, злоупотребившему своею властью. Персиянин приехал во Францию в последнее время царствования Людовика XIV и пишет: «Французский король стар; говорят, что он в высочайшей степени обладает талантом — заставлять повиноваться себе; он часто говорить, что изо всех образов правления турецкий или персидский более всего ему нравится». Персиянин нашел неразрешимыми противоречия в характере Людовика: «у него министр 18 лет, а любовнице 80; он любить свою религию, но не терпит таких, которые говорят, что надобно соблюдать ее во всей строгости; он бежит шума городов и мало общителен, а между тем с утра до ночи занят только тем, чтобы заставлять говорить о себе; он любить трофеи и победы, но точно так же неприятно видеть ему хорошего генерала в челе своих войск, как и в челе неприятельских; только ему удалось в одно время иметь столько богатств, сколько ни один государь не может надеяться иметь, и быть угнетенным такою бедностью, какой частный человек не может выдержать. Он любить награждать людей, которые ему служат; но он также щедро награждает усердие или, лучше сказать, праздность своих придворных, как и трудные походы своих генералов: часто он предпочитает человека, который его раздевает или служит за столом, другому, который берет неприятельские города или одерживает победы. Он не думает, что верховная власть должна чем-нибудь стесняться в раздаче милостей, и не обращая внимания на то, достоин ли того человек, осыпаемый его милостями, думает, что его выбор делает его достойным. Он великолепен, особенно в своих постройках: в садах его дворца больше статуй, чем граждан в большом городе». |
И все будет сделано так, как было сказано
Заявление графа Резанова японскому правительству
Письмо обворовавшего Киево-Печерскую лавру к наместнику ее 1821 года
Я запрещаю давать согласие на проведение каких-либо ассамблей, никому из вас не дозволено требовать их!
Плата за бесчестие иногда удваивалась в пользу чьей-нибудь жены, которой выплачивалось бесчестие вдвое против определенного ее мужу
За Вольтером в Англию на поклонение ее учреждениям явился Монтескье
К этой коллекции, вывезенной шведским полководцем Яковом Делагарди из Новгорода, относятся сложенные без всякого порядка рукописи с общей надписью: «Русские документы»
Государь, осужденный природою на всегдашнее малолетство духа
В других местах исключительные законы создают злоупотребления, а в России они являются гарантией против них.
«Воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путём»
|