Сегодня и вчера
У дверей школы
Произведение искусства «У дверей школы» Автор:
Богданов-Бельский Николай Петрович


Размер:
127,5 х 72 см.
Техника:
Холст, масло.
Время создания:
1897
Местонахождение:
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Смотреть полностью


Мы должны избегать в преподавании всего, что по своей сложности или отвлеченности может превосходить понимание учащихся



Кареев Николай Иванович. Заметки о преподавании истории в средней школе. — СПб., 1900. С. 19.

Мы и здесь должны избегать в преподавании всего, что по своей сложности или отвлеченности, по своему специальному характеру и техническим подробностям может превосходить понимание учащихся. Школьник, обучающейся истории, приступает к ознакомлению с этим предметом, конечно, без всякого знания таких наук, как юриспруденция, политическая экономия, философия, да и не дело учителя истории преподавать ему специальные истории народного хозяйства, частного и публичного права, метафизики и этики и т. п. Самое большее, чего можно требовать по отношению к этим научным дисциплинам специальных факультетов университета, это лишь то, чтобы ученику не были чужды некоторые основные понятия названных наук, чтобы в них не все было для него ново (как это бывает в университете с молодыми студентами естественниками, которые не выносят из гимназии никаких сведений из преподаваемых им на факультете биологических наук).

Во всяком случае, однако, содержание исторического курса среднеучебных заведений стоит в наиболее тесной связи с такими специальными науками, как философия, юриспруденция и политическая экономия, так как именно эти науки имеют дело с миросозерцаниями и общественными отношениями или учреждениями. Общие понятия, с которыми имеют дело названные науки (государство, правительство, сословия, администрация, суд, законы, собственность, землевладение, промышленность, торговля, налоги, финансы и т, д. или знание, исследование, нравственность, идеал, основа всех вещей, цель жизни, счастье и т. д.) постоянно должны встречаться и в учебнике истории каждый раз, как заходит речь о фактах социальной, политической и духовной культуры. Конечно, ни от учебника истории, ни от разъяснений преподавателя нельзя требовать, чтобы они давали ученикам строго научные определения этих понятий, когда и сами-то ученые относительно таких вещей между собою еще не согласились, но оно и не нужно, лишь бы у ученика эти понятия были правильными, и лишь бы он верно понимал и употреблял соответственные термины, понимая различие между такими словами, как «политический» и «социальный» или «метафизика» и «этика». Целью преподавания истории не может быть сообщение ученикам теоретических взглядов метафизического или политико-экономического характера, а потому, разумеется, преподавание истории не может быть и поводом для рассуждений на темы, превышающие средний уровень понимания учеников. Но преподавание истории должно освоить учащихся с наиболее важными историческими формами общественного и государственного устройства, насколько это возможно без теоретической подготовки в области наук социальных, и с наиболее важными миросозерцаниями, насколько опять-таки они могут быть доступны для подростков, не проходивших никакой философской пропедевтики. В обоих случаях приходится отрешиться и от всего специального, технического.

Было бы в высшей степени благодарною работою определить теоретически, какие вопросы философии, политики, юриспруденции и экономики никоим образом не могут быть доступны пониманию учеников средней школы. Легче всего это сделать по отношению к философии, так как здесь дело касается исключительно идей, которые часто совсем не поддаются краткой и вполне удобопонятной передаче, а не внешних отношений, вообще могущих быть понятно описанными в сравнительно немногих словах. Хотя факты из истории философии и должны включаться в учебник истории, но последний отнюдь не может заключать в себе систематического изложения истории философии. Самое включение названных фактов в учебник может оправдываться лишь их культурною важностью, никак не их чисто философским значением. Понять содержание и значение «Критики чистого разума» может только тот, кто получил особую философскую подготовку, и потому Кант едва только может быть назван в учебники с самою общею отметкой относительно характера его философии, дабы, по крайней мере, это имя не оставалось неизвестным ученику.




Радуюсь, что первый и самый главный акт, коим даруются помещичьим крестьянам новые права, составлен старейшим Архипастырем нашей Церкви
Очень странно и крайне неблагоприятно слагалась обстановка на нашем правом фланге.
Я хочу объяснить причину, заставившую короля устроить место свидания так, чтобы нельзя было переходить с одной стороны моста на другую,— вдруг это в будущем кому-нибудь понадобится в подобной же ситуации.
Его чувства очень могучи. Он прост, чувствителен и ласков
Всеподданнейше прошу повелеть требование помянутых денег до возвращения оного дяди моего отложить
Россия николаевских времен, придавившая Польшу после восстания 1831 года, рисовалась галичанам как идеальное царство справедливости и порядка
Сложное и непонятное большинству современников, областное управление Петра сменилось вслед за его кончиной более простой и удобной системой, напоминавшей старый московский строй
Вишневые сады охраняются с особливым рачением.
Одним грамматическим различением невстреченного от невстречаемого уже нельзя открыть ровно ничего
Собрать известное число Воинов, которых вооружа собственным иждевением, содержать буду во все продолжение войны



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.