Сегодня и вчера
У дверей школы
Произведение искусства «У дверей школы» Автор:
Богданов-Бельский Николай Петрович


Размер:
127,5 х 72 см.
Техника:
Холст, масло.
Время создания:
1897
Местонахождение:
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Смотреть полностью


Мы должны избегать в преподавании всего, что по своей сложности или отвлеченности может превосходить понимание учащихся



Кареев Николай Иванович. Заметки о преподавании истории в средней школе. — СПб., 1900. С. 19.

Мы и здесь должны избегать в преподавании всего, что по своей сложности или отвлеченности, по своему специальному характеру и техническим подробностям может превосходить понимание учащихся. Школьник, обучающейся истории, приступает к ознакомлению с этим предметом, конечно, без всякого знания таких наук, как юриспруденция, политическая экономия, философия, да и не дело учителя истории преподавать ему специальные истории народного хозяйства, частного и публичного права, метафизики и этики и т. п. Самое большее, чего можно требовать по отношению к этим научным дисциплинам специальных факультетов университета, это лишь то, чтобы ученику не были чужды некоторые основные понятия названных наук, чтобы в них не все было для него ново (как это бывает в университете с молодыми студентами естественниками, которые не выносят из гимназии никаких сведений из преподаваемых им на факультете биологических наук).

Во всяком случае, однако, содержание исторического курса среднеучебных заведений стоит в наиболее тесной связи с такими специальными науками, как философия, юриспруденция и политическая экономия, так как именно эти науки имеют дело с миросозерцаниями и общественными отношениями или учреждениями. Общие понятия, с которыми имеют дело названные науки (государство, правительство, сословия, администрация, суд, законы, собственность, землевладение, промышленность, торговля, налоги, финансы и т, д. или знание, исследование, нравственность, идеал, основа всех вещей, цель жизни, счастье и т. д.) постоянно должны встречаться и в учебнике истории каждый раз, как заходит речь о фактах социальной, политической и духовной культуры. Конечно, ни от учебника истории, ни от разъяснений преподавателя нельзя требовать, чтобы они давали ученикам строго научные определения этих понятий, когда и сами-то ученые относительно таких вещей между собою еще не согласились, но оно и не нужно, лишь бы у ученика эти понятия были правильными, и лишь бы он верно понимал и употреблял соответственные термины, понимая различие между такими словами, как «политический» и «социальный» или «метафизика» и «этика». Целью преподавания истории не может быть сообщение ученикам теоретических взглядов метафизического или политико-экономического характера, а потому, разумеется, преподавание истории не может быть и поводом для рассуждений на темы, превышающие средний уровень понимания учеников. Но преподавание истории должно освоить учащихся с наиболее важными историческими формами общественного и государственного устройства, насколько это возможно без теоретической подготовки в области наук социальных, и с наиболее важными миросозерцаниями, насколько опять-таки они могут быть доступны для подростков, не проходивших никакой философской пропедевтики. В обоих случаях приходится отрешиться и от всего специального, технического.

Было бы в высшей степени благодарною работою определить теоретически, какие вопросы философии, политики, юриспруденции и экономики никоим образом не могут быть доступны пониманию учеников средней школы. Легче всего это сделать по отношению к философии, так как здесь дело касается исключительно идей, которые часто совсем не поддаются краткой и вполне удобопонятной передаче, а не внешних отношений, вообще могущих быть понятно описанными в сравнительно немногих словах. Хотя факты из истории философии и должны включаться в учебник истории, но последний отнюдь не может заключать в себе систематического изложения истории философии. Самое включение названных фактов в учебник может оправдываться лишь их культурною важностью, никак не их чисто философским значением. Понять содержание и значение «Критики чистого разума» может только тот, кто получил особую философскую подготовку, и потому Кант едва только может быть назван в учебники с самою общею отметкой относительно характера его философии, дабы, по крайней мере, это имя не оставалось неизвестным ученику.




От явившихся в Крым семи монгольских завоевателей существуют и теперь у нас потомки их под фамилиями: Ширинских, Мансурских, Суджеутских, Баринских, Аргинских, Кипчакских и Яшлавских.
Тираж «Нивы» — наиболее распространенного еженедельника дореволюционной России — достиг к 1900 году 235 000, а к 1917 — 275 000 экз.
Строение сие вообще деревянное и расположено очень неправильно
Он никак не мог освободиться от научного балласта, который, загромождая мысль, мешал ее свободному проявлению
В России существуют только четыре Лавры, но четвертую знают не все.
Все почти Крымские Татары суть ханифиты. Они оказывают большое почтение своим улемам и благочестивым мужам.
Устройство укреплений на Козельско-Столпицкой засеке.
«Познаниеведение соборного восточного просвещения по любомудрию славянофильства»
Отмены или изменения вида этого герба не бывало
Известия о Хозарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах Абу-Али Ахмеда Бен Омар Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала X века



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Лента времени Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"