Сегодня и вчера
Ян Усмовец, удерживающий быка
Русская историческая живопись «Ян Усмовец, удерживающий быка» Автор:
Сорокин Евграф Семёнович


Размер:
207 х 266 см.
Техника:
Холст, масло.
Время создания:
1849
Местонахождение:
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Смотреть полностью
Примечание:
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том XLIА (82). Яйцепровод — Ѵ.— СПб., 1904.:

Ян Усмошвец [Усмович, Усмарь]— легендарный летописный богатырь. Упоминается в летописях под 992, 1001 и 1004 гг., всегда в роли победителя печенегов, в двух последних случаях вместе с богатырем Александром Поповичем. Наиболее подробен след. легендарный рассказ. В 992 г. печенеги пришли из-за Сулы на берега Трубежа и стали вызывать на единоборство с их богатырем.

Читать примечание полностью...

Когда бык бежал мимо силача, тот схватил его рукою за бок и вырвал кожу с мясом



Соловьёв Сергей Михайлович. Общедоступные чтения о русской истории. — М.,1908. С. 20.

Владимир крестился, а после крещения обвенчался на Анне и пошел с нею в Киев. Пришедши туда, они велели объявить народу: «кто не придет к реке креститься, богатый или бедный, тот будет мне противен». Народ пошел с радостью, говоря: «если бы эта вера была не хороша, то князь и бояре не приняли бы ее». Владимир вышел с духовенством на Днепр, куда собралось множество людей: все пошли в воду и стояли в ней — одни по шею, другие по грудь, малолетние у берега, возрастные подальше и держали на руках младенцев, а священники читали молитвы. Это было в 988 г.

После этого Владимир велел повалить и истребить кумиры, а на тех местах, где они стояли, построить церкви; велели строить церкви и по другим городам и селам и крестить людей; велел также отобрать детей у лучших людей и отдать духовенству для научения грамоте, для утверждения в вере.

А между тем война была беспрестанная с Печенегами. Летописец рассказывает, как однажды пришли Печенеги, Владимир вышел к ними навстречу с войском, и князь Печенежский объявил ему: «Выпусти ты одного своего воина, а я выпущу своего — пусть борются, и если твой осилит моего, то не будем воевать три года; если же наши одолеет, то будем разорять вашу землю целые три года». Владимир послали кликать по шатрами: нет ли такого, чтобы взялся биться с Печенегом. Пришел к князю старик и сказал ему: «Вышел я сюда на войну с четырьмя сыновьями, а пятый, меньшой, остался дома; с самого детства не было человека, кто бы одолел его». Послали за силачом, и тот сказал: «Не знаю, князь, могу ли биться с Печенегом: но пусть испытают меня: нет ли здесь большого и сильного быка?» Нашли быка, сильного и большого, велели разъярить его горячим железом и пустили на волю: когда бык бежал мимо силача, тот схватил его рукою за бок и вырвал кожу с мясом. Владимир, видя это, сказал ему: «Можешь биться с Печенегом». На другое утро пришли Печенеги и начали кричать: «Что же, нашелся боец? а наш уже готов!». Оба бойца показались: с печенежской стороны вышел великан, страшный видом, а Владимиров богатырь был среднего роста, и потому Печенег, увидав его, начал смеяться. Размерили место между обоими полками, пустили борцов: те схватились и стали крепко щемить друг друга; наконец Русский стиснул Печенега руками до смерти и ударил его о землю. Тогда с обеих сторон раздался крик; Печенеги побежали. Русские ударили вслед за ними и прогнали их. Владимир сделал богатыря знатным человеком и отца его тоже.

Не к одной дружине, богатырям был ласков князь Владимир. Любил он строить церкви, и как построит и освятит, задаст большой пир народу, наварят меду, бедным раздадут милостыню. И постоянно всякий нищий и убогий мог приходить на княжеский двор и получать питье, кушанье и деньги из казны. Мало этого, князь говорил: «Ведь больные и слабые не могут доходить до моего двора», и потому велел сделать телеги, накладывать на них хлеб, мясо, рыбу, овощи разные, мед, квас и развозить по городу, спрашивая: «Где больные и нищие, кто ходить не может ?», тем и раздавали все это. И остался князь Владимир в народной памяти с прозванием ласкового князя, красного солнышка, а церковь чтит его, как равноапостольного.




«Здесь все классы народа от высших до низших Вам душою преданы. Просто сказать: Вас здесь, в Москве, любят». — «Как бы это так было!» — отозвался Государь.
Он еще продолжает надеяться, что хоть какие-нибудь посланцы выведут его из неловкого положения перед армиею, Европою, перед самим собою
Эта философия умерла не столько сама, сколько была убита
Машина мира не может погибнуть
Желание оглянуться на судьбу других государств Славянских, обнять ее взором и сравнить в общих чертах с судьбою России
На наших глазах образовывается новый склад крестьянской жизни: «хлебопашец» превращается как бы в «дачника»...
Множество таких русских людей, которые пользуются обширною известностью и всеобщим уважением
«Ядро» долго приписывалось князю А. Я. Хилкову, но в одном прошении на имя Петра I Манкеев сам свидетельствует о себе, как об авторе
Письмо от приятеля к приятелю о том с каким варварством Турки иностранных министров часто трактуют
Нет другой страны по самому существу своему, историческому, экономическому, антропологическому и культурно-бытовому, до такой степени демократической, как наше отечество.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.