Сегодня и вчера
Крымские татары. Кто в Крыму не бывал, красоты не видал. (из серии открыток «Народы России»)
Гравюра, типографский оттиск «Крымские татары. Кто в Крыму не бывал, красоты не видал. (из серии открыток «Народы России»)» Автор:
Бём (Эндаурова) Елизавета Меркурьевна


Размер:
10 х 15 см.
Техника:
Почтовая открытка (оригинал - акварель)
Время создания:
1910
Смотреть полностью


От явившихся в Крым семи монгольских завоевателей существуют и теперь у нас потомки их под фамилиями: Ширинских, Мансурских, Суджеутских, Баринских, Аргинских, Кипчакских и Яшлавских.



Уманец А. А. Исторические рассказы о Крыме. Севастополь, 1887. С. 8.

Cемь монгольских «улус-беков» (князей) из Чингиз-Ханова рода, отделясь со своими ордами от главных его полчищ,—отправившихся обратно восточной стороною Каспийского моря, — с берегов р. Волги направились в Тавриду. По пути необузданные дикари окончательно разорили половце в, отбив у них отары (стада) овец, табуны лошадей, верблюдов и рогатый скот.

Вступление этих татар в пределы Крыма сравнивалось с налетом саранчи. Нашествие такой массы привело в ужас все крымское население. Греки караимы, венецианцы и другие племена бросались спасаться: кто в море, кто в горы, где жили потомки Тавров, под защиту древних крепостей на неприступных скалах; многие же — просто в пещеры. Разорение было всеобщее....

Семь улус-беков быстро овладели полуостровом и расположили свои улусы преимущественно в степной части Крыма, где перед тем кочевали половцы. Каждый из них объявил себя самостоятельным вождем своей орды. Они назывались и здесь «беями». Утвердившись в стране, они образовали независимым удельные имения, каждое под названием «Бейлык» (род майората).

Распределивши между собой Бейлыки, улус-беки со своими татарами перестали вести жизнь кочевую. С покоренных жителей Тавриды, как-то: греков и готфов, евреев и караимов, половцев, а потом генуэзцев и армян брали дань,—то деньгами («акча»), то продуктами с земельных доходов; требовали даже дань со всех, вступавших в супружество. Неисправных плательщиков наказывали жестоко: их выводили пред народом, связывали и беспощадно били по пятам, — до тех пор, пока кто-нибудь из сострадательных зрителей не выкупал их, или сами провинившиеся не умирали под палками; других же, совершенно неимущих, просто брали в рабство и изнуряли чрезмерными работами.

Впоследствии, в ХV ст., они учредили Крымское Ханство. В звание «хана» (властителя) избирали на «курултае» лиц из своего же рода. Себя они несколько подчинили ханской власти, — тем, что, по его повелению, обязательно выходили в набеги, с войском из подвластных татар; поместья же свои оставили независимыми от хана. — Первоначальной резиденцией крымских ханов был город «Солхат», или «Эски Крым» (Старый Крым), — а потом «Карасу-базар». Хотя позже прибыли в Тавриду из Кабарды и Анатолии другие князья, со своим же племенем (из них кабардинцы поселились в долине р. Бельбека), — но те управлялись непосредственно ханской властью. Это были «Уланы» и «Капыхалки» (Капу-Халки). «Беи» составляли первую степень знатности, а «Уланы» и «Капыхалки» (ханские чиновники) — вторую.

От явившихся в Крым семи монгольских завоевателей существуют и теперь у нас потомки их под фамилиями: Ширинских, Мансурских, Суджеутских, Баринских, Аргинских, Кипчакских и Яшлавских.

В потомстве монгольских князей право собственности на бейлыки, равно право получения дани с покоренных племен, и неограниченная власть над ними переходили только к одному старшему в роде,— как преемнику титула и власти; почему каждый такой наследник именовался «беем», в отличие от прочих родственников, называвшихся «мурзами».

Своими обширными правами «беи пользовались до присоединения Крыма к России,— до 1783 года.





В аулах о нем пелись песни; он был известен под именем Кызыл-Дженерал (т.-е. рыжий генерал)
Нечто о волках на Дону
И все это было из-за Православия Ивана Васильевича
О способах удостоверения в верности лазутчиков и текст присяги агентов русской контрразведки.
Могила Графа Андрея Ивановича Остермана в Березове
«Светлейший господин мой, почему ты убегаешь?»
Она пришла издалека только за тем чтобы выгнать из сестры пытливого духа
Народная поэзия представляет то замечательное явление, что творческая сила ее ослабевает по мере развития умственного
Все мятежники в Кавказских горах были приведены в трепет покорением города, вечного их убежища
Пал пред стопы Ваши, ведая Вашего Императорского Высочества высочайшее к нам бедным подданным великодушие и милость



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.