Сегодня и вчера
Пасхальная заутреня в Малороссии
«Пасхальная заутреня в Малороссии» Автор:
Пимоненко Николай Корнилович


Размер:
133 x 193 см.
Техника:
Холст, масло.
Время создания:
1891
Местонахождение:
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Смотреть полностью


У нас Рождество, в Москве Рождество; у нас Богоявление, в Москве Богоявление; у нас Христос воскрес, в Москве Христос воскрес.



Лалош М. Времясчисление христианского и языческого мира. — СПб., 1867. — C. III.

На окраинах нашего отечества мы постоянно сталкиваемся с иноверцами. Пасторы и, в особенности, ксендзы, пользуясь неведением своей паствы и нашим молчанием, постоянно обзывают нас схизматиками, постоянно кричат, что они одни строго держатся постановлений Вселенских Соборов, и что мы только нарушаем их. Обвинения такого рода поддерживают сепаратизму, не допускают многих, отпадших в католицизм, сынов православной церкви снова возвратиться в ее лоно и сделаться опять Русскими не на словах только, но и на деле. Поэтому все, что хотя сколько-нибудь может обнаружить лживость подобных обвинений, не должно считаться излишним. В числе разного рода доводов, которые враги православия, а, следовательно, и русской народности, приводят в подтверждение своих обвинений, они указывают и на наш календарь и, в особенности, на способ, употребляемый православною церковью для определения дня Пасхи и всех сопряженных с нею праздников; они стараются выставить все мнимые достоинства Григорианского способа, и стараются доказать, что правила, соблюдаемые ими при вычислении дня Пасхи, совершенно согласны с правилами Никейского Собора. Такая враждебная России тактика неминуемо должна принять еще большие размеры в настоящее время, вследствие усиливающегося ежедневно сочувствия к православию в среде Униатов. А чтобы убедить, какое решительное влияние оказывает, в деле религиозного и национального воссоединения, наше времясчисление, и, следовательно, как важно отстаивать нам его неприкосновенность, ссылаемся на отзыв передового публициста единокровных братий наших в Галиции, отпадших в Унию, г. Наумовича. Он говорит: «с Москвою меня связывает тот же самый Бог, те же Святые Тайны, та же Библия, тот же язык церковно-славянский, то же самое летосчисление. У нас Рождество, в Москве Рождество; у нас Богоявление, в Москве Богоявление; у нас мясопуст, в Москве мясопуст; у нас поклоны, в Москве поклоны; у нас Христос воскрес, в Москве Христос воскрес» (см. Московок. Ведомости. 1866 года, 27 октября, № 226).

Считая поэтому необходимым наглядно доказать, с какою поразительною точностью наша православная церковь и поныне соблюдает в деле времясчисления, все правила Вселенских Соборов и, вместе с тем, желая изобличить умышленное искажение истины противниками православия, — мы старались в нашем изложении сопоставить правила Никейского Собора с правилами и доселе употребляемыми православною церковью при своих пасхальных вычислениях. Для того же, чтобы дать возможность совершенно освоиться с этими правилами, мы решились приложить к нашему труду таблицы обращения индиктиона и пасхалию зрячую —подлинником, переложив их только с церковного на гражданский язык. Таблицы эти — по простоте и удобству — превосходят все без исключения, придуманные в позднейшее время, пасхальные таблицы; но они, к сожалению, не встречаются, сколько нам по крайней мере известно, ни в одном из доселе изданных руководств к времясчислению; собственно же церковные таблицы не для всех доступны, а для иноверцев и непонятны. Мы надеемся, что знакомство с этими таблицами покажет всю рациональность способа, употребляемого, неизменно со времен Никейского Собора, т. е: с 325 года по P. X., православною церковью для своего времясчисления, — и объяснит нашим порицателям: почему мы не желаем и не имеем надобности изменять мудрую простоту правил, завещанных нам Вселенским Собором, и — прибегать к хитросплетениям, введенным Григорианскою реформою в пасхальные вычисления.




Вообще я не заметил, чтобы Османы отличались патриотизмом
Решено было весною нынешнего года произвести против этого ханства наступательное движение
Согласно требованиям Восточного этикета, Русский Царь, Великий Князь Московский, мог брать в руки лишь скипетр или меч, но никогда перо.
Наш Царь, вся Россия, весь свет следят за вашими подвигами в борьбе с суровой природой и врагом, который укрылся на недоступных кручах!
Вообще ото всех новых затей, перебивок и расходов после мира, который еще не заключен на шесть лет, прошу всех поудержаться
Пушка эта назначается для монитора «Крейсер», который в настоящее время строится на Галерном островке, в С.-Петербурге
Уповая на крепкого в бранях Господа, по отправлении по обыкновению воинской думы в 18 день сего месяца, полную баталию дали
Видно как дух времени и необходимость производили чрезвычайное.
Он совершил в сии дни многие счастливые нападения
Александр Чаянов. Семейно-трудовое понимание



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"