Сегодня и вчера
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря (Эскиз неосуществленной картины)
Произведение искусства «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря (Эскиз неосуществленной картины)» Автор:
Суриков Василий Иванович
(1848 – 1916))

Размер:
41 x 65 см.
Техника:
Бумага, гуашь, акварель, итальянский карандаш
Время создания:
1915
Местонахождение:
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Смотреть полностью


Откуда родом была св. великая княгиня русская Oльга?



Малышевский И.И. Происхождение русской великой княгини Ольги св. // Киевская старина. Год восьмой. Том XXVI. Июль-Сентябрь 1889 г. — Киев, 1889. — С. 1.

«О происхождении этой бессмертной жены, о месте ее рождения, возрасте, образовании и многих других небольших обстоятельствах, которые так хотелось бы знать, — никто ничего не знает». Так выразился Шлецер при сличении летописных и житийных известий об Ольге в своем знаменитом «Несторе», изд. в 1805— 1809 гг. на немецком языке, а в 1809—1819 гг. в русском переводе Языкова. Прошли десятки лет усиленного труда над разработкой начального периода нашей истории, — и замечание Шлецера пришлось повторить одному из наиболее сведущих и ученых представителей этого труда М. П. Погодину, который выражается так: «о роде супруги Игоря, великой княгини Ольги, бессмертной по многим отношениям, до сих пор не сказано было ничего решительного». Эти слова Погодина кстати поставлены эпиграфом к новому ученому сообщению об Ольге, предлагающему новое решение вопроса о ее происхождении. Это сообщение достоуважаемого о. архимандрита Леонида, наместника Троицкой лавры, которому наука обязана уже многими, весьма ценными учеными открытиями, сообщениями и исследованиями в области древней русской истории и письменности, преимущественно церковной. Оно предложено в июльской кн. «Русской Старины» за минувший год ко времени бывшего юбилея 900-летия крещения России, в статье, существующей и в отдельном издании, под заглавием: «Откуда родом была св. великая княгиня русская Oльга». На это сообщение уже было обращено внимание печати при обзорах статей, брошюр я изданий, вышедших по поводу юбилейного празднества, но обстоятельного суждения о нем, сколько помнится, не высказано. Передадим вкратце сущность нового сообщения о св. Ольге.

Занимаясь описанием рукописей покойного графа А. С. Уварова, о. арх. Леонид в запрошлом году нашел, в одном историческом сборнике ХV в., любопытный отрывок из древнего летописца, где описываются в сжатом виде события русской истории с 862 по 1174 г. (до смерти Андрея Боголюбского). Летописец, по содержанию, может быть назван владимирским, ибо в нем обращено особенное внимание на Владимир и его святыни. А время составления его определяется находящимся в начале его «Родословцем» русских князей, в котором последним упоминается сын Иоанна III Иван Младой, сконч. в 1490 г., следовательно, летописец писал в исходе XV в. Неизвестный летописец в изложении событий следует, очевидно, указаниям нашей первоначальной летописи, но заметно уклоняется от повторения всех легендарных сказаний, встречающихся на первых годах оной, а местами делает весьма важные и любопытные дополнения и поясненья некоторых мест своего источника. Для примера приложен отрывок из летописца, относящийся ко времени от Рюрика до Владимира. Из этого отрывка взято ученым исследователем для настоящего сообщения след. место: «Игоря же жени (Олег) в Болгарех, поят же за него княжну, именем Ольгу. И быст мудра вельми». Далее затем описывается поход Олега на Царьград.

Итак, по этому известию, Ольга была родом княжна из Болгарии. Исследователь находит, что это известие наиболее достоверно. Этот вывод уясняется и подтверждается следующими соображениями:

На вопрос о роде Ольги дается, по-видимому, утвердительный ответ в летописи под 903 годом, где говорится: «Игореви же возрасшю и хождаше по Олзе и слушаше его. И приведша ему жену от Плескова, именем Ольгу». Этот Плесков обыкновенно отождествляется с русским Псковом, который в летописях также называется Плесковом. Замена древнего названия Плесков новым названием Псков начинается еще с Лаврентьевского списка летописи, где под 903 г. стоит именно от Пскова, тогда как в Ипатьевском — от Плескова…




После 13 лет управления Потемкиным Новороссией, в ней прибыло 600 000 жителей, то есть прибывало в год почти до 43 т. человек
Может ли заключать изречение Моисеево: «И сотвори Бог небо и землю» какую-либо ошибку в себе? Решительно никакой!
Я решился издать отдельно, в виде прибавления к полному тексту Русской Правды, четыре ее списка…
Даже в наши дни, если бы древние ханы возвратились на родное пепелище, они мало нашли бы в нем перемен
Под фабрикой понимали любое предприятие, производимое при помощи молота и огня, фабрикантом, именовали всякого производителя, будь то ремесленник или кустарь
Начал свою деятельность казак Наурской станицы Моздокского полка Яков Алпатов воровством телушки у соседа в 1842 году
И повелел Владимиру быть с нею перед отцом ее и матерью, и потом отца ее убить, а ее взять себе в жены
Одесские беспорядки 1871 года, имевшие своим источником инородческий вопрос, почему не истолковать влиянием Парижской коммуны?
Раскроем летописи от времен Ярослава: идет ли в них речь об уделах? Нисколько: все князья суть члены одного рода, вся Русь составляет нераздельную родовую собственность
Митрополит Феогност, преемник Св. Петра, приказал запереть все псковские церкви до выдачи Псковичами укрывшегося у них врага князя Московского



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.