Сегодня и вчера
Взятие Иваном Грозным ливонской крепости Кокенгаузен в 1577 году
Русская историческая живопись «Взятие Иваном Грозным ливонской крепости Кокенгаузен в 1577 году» Автор:
Соколов-Скаля Павел Петрович


Размер:
297 x 445 см.
Техника:
Холст, масло.
Время создания:
1937—1943
Местонахождение:
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Смотреть полностью


С затаенною радостью страна встречала вступление в нее Иоанна Грозного, приветствуя его как Исполина, как давно желанного своего Освободителя



Лызлов В. История земли варяжской Руси и борьбы русского народа с латинской пропагандою в пределах ее. — Вильна, 1886. — C. 19.

С общим единодушием Латыш принимает возвращение Русификации, отказавшись и от Немецкой культуры, и от Польских привилегий и свобод, разрушавших его исторически быт и национальность: а почему вся Рыцарская мистификация и Полонизация оказываются пустым вымыслом, чуждым в быте нашей страны. Для падавшей пропаганды было чувствительно не столько оружие Русских вождей, сколько их административные меры, которыми они воскрешали в нашей стране основы древней Русской культуры. С затаенною радостью страна встречала вступление в нее Иоанна Грозного, приветствуя его как Исполина, как давно желанного своего Освободителя. В то время, как Немецкие хроникеры не сумеют приискать слов, чтобы очернить без всякой причины и повода незабвенную память нашего Великого Государя, народ нашей страны слагает дивные легенды о Нем, окружая имя Его ореолом величия, приписывая ему исполинские подвиги. Воспоминание о Нем в народе граничит с благоговением к Его личности. В то время как в течение почти 4-х векового своего у нас существования, ни один из рыцарей не оставил в народе воспоминания не только о своих подвигах, но даже ни об одном своем рыцарском имени, этот же народ хранит воспоминание едва ли не о каждом месте битвы Иоанна Грозного, так что, по истечении четырех веков, можно безошибочно восстановить, по памяти народа, путь Грозного Царя по нашей стране. В своем представлении об Его могуществе, народ придает Иоанну Грозному сверхъестественные подвиги, указывая на горы, как на остатки его батарей, как на осадные подготовления для приступов к замкам, например при Люцине, Ашерадене, Кокеносе и т. д. — По понятиям народа оказывается, что, такие работы никому не посильны, но для Грозного, который мог бы передвинуть горы на горы, чтобы освободить из плена свой народ, которому он предан и любит его беззаветно. Освобождение своей страны от рыцарства народ приписывает Иоанну Грозному, и в доказательство своего убеждения, указывает на один из источников нашей страны, называемый в народе Царским Ключом, потому что Государь, вступая в пашу страну, по обеде своем при этом ключе, бросил в него при всех боярах свой царский перстень, в знак обручения своего с судьбою страны. От царских ключей предание переносит своего Героя к берегам Синего озера, где памятником Его пребывания указывает на плотину, идущую от церкви к озеру, и на курган Выдру. От Синего озера, по преданию, Государь подступил к Люцину, у которого парод указывает на холм Ершовку и батареи Иоанна Грозного, для сооружения которых необходимы были массы народа и многие годы, тогда как Иоанн Грозный вступил в Ливонию только во главе 20-ти т. войска, с которым он осаждал каждый замок не более двух, трех дней. По сдаче неприступного Люцина, Государь взял Режицу, Динабург и потом направился к Кокенгаузену…




Солдаты в оскорблении и в тревоге клялись друг другу, что постоят за своих стариков
Наши дилетанты с плачем засвидетельствовали, что они обманулись в коварной науке Запада
Александр стремился к воссозданию европейского общества на основаниях высокой евангельской нравственности.
Преданиям о смерти, постигающей Кощея, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет бессмертного; но именно это и свидетельствует за его стихийный характер
Они бы не посмели!— говорили мы.
Кот государев
А 30 000 червонных за то, что в продолжение осады звонили в колокола, противно обыкновению принятому в осажденных крепостях.
Получив от царя «жаловальную грамоту» (каперское свидетельство), Карстен Роде начал действия против польской торговли
Ежедневная пресса аккуратно отмечает и до сих пор факты недружелюбия к нам, русским, со стороны финляндцев.
Нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"