Сегодня и вчера
Город Пошехонье
Гравюра, типографский оттиск «Город Пошехонье» Автор:
С фотографии Шевякова А.П. рисовал Шпак В., гравировал Даммюллер Е.


Техника:
Гравюра на дереве
Время создания:
1870
Источник:
Смотреть полностью


Глушь непроходимая, дороги отвратительные, люди живут исключительно своим умом.



Шевяков А.П. Город Пошехонье. // Нива. 1870. № 42. — С. 661.

Пошехонский уезд служит как бы оселком для изощрения насмешек. О пошехонцах, кроме изустных рассказов, сочиняли и сочиняют разные книжки — отчасти и небезосновательно, потому что Пошехонье очень мало восприимчиво к вносимой цивилизации, сравнительно с прочими уездами Ярославской губернии. Я говорю: «небезосновательно», потому что на всех вообще жителях-пошехонцах, лежит какой то особенный отпечаток доверчивости и добродушия — да и апатия ко всему прочему развита сильная. Немудрено: глушь непроходимая, дороги отвратительные, люди живут исключительно своим умом. В городе нет даже библиотеки. Книг почти никто не выписывает.

О восприимчивости ума и взгляде на вещи у пошехонцев существует и ходит по городу следующее предание. Старинный собор имел небольшую колокольню с небольшими колоколами. Один из богомольных купцов поехал в Москву и на дороге захотел возблагодарить Бога за щедроты Его в виде хороших барышей, заказал в Москве большой колокол (кажется, в 350 пуд.). Колокол отлили и по адресу доставили в Пошехонье; собрались жители, стали подымать, но... амбразуры колокольни оказались так малы сравнительно с колоколом, что он не помещался и на половину. Купец не потерялся. «Наплевать, говорить, ломай колокольню, новую выстроим». На том и порешили строить новую — и выстроили. Этот факт местного предания по своей комичности кажется невероятным; но что вы скажете, читатель, о следующем обстоятельстве, чему я был сам свидетель, и могу подтвердить самыми вернейшими доказательствами.

Усердием прихожан (особенно купцов) скопился в соборе порядочный капиталец — говорят около 75000. Мирные граждане Пошехонья, в силу своих религиозных чувств, стали недовольствоваться малым помещением и бедностью отделки соборного храма.

И вот, снаряжается в Петербург один из сильных граждан пошехонского мира, заказывает в Петербурге проект нового соборного храма; ему предлагают для постройки архитектора, но умный сей муж отклоняется от предложения в силу того, что «мы, мол-де, и без ученых обойдемся. У нас есть Михайла, каменщик, подрядчиком в Питере был, дворцы строил, и не хуже всякого «архитектора» дело знает и любого из них за пояс заткнет». На том и порешили, чтоб строил Михайла. Привезли материал: гранит, кирпич, железо, заказали решетки и прочее, и принялись за постройку большого храма. Работа закипела живо; к маю месяцу 1869 года (а строить начали в 1868 году) храм был закончен вчерне куполом, и тут то оказались прямые результаты наивности строителей: неверно рассчитанные кривые в сводах, и самая массивность последних, сделали то, что по углам стен здания образовались вертикальные трещины. Стены от давления слишком большой тяжести купола лопнули. Но строители не потерялись: наняли рабочих разобрать здание, и начинают строить снова под руководством уже архитектора, командированного губернской строительной комиссией. Теперь новая церковь разобрана, но когда будет окончена и чего стоит эта двойная работа — предоставляю спросить у г.г. строителей, которые не затрудняются уверять, что дело Божье и что мы грешники тут ни причем. Наивность первого случая — постройки колокольни по новому колоколу — кажется баснословною, но последний факт действительный не подтверждает ли предыдущего и не характеризует разве почти детских наивных взглядов?... и, конечно, дает случай соседям посмеиваться над простачками пошехонцами.




Хотя и по, причине сомнительной, будем называть первого Российского летописателя Нестором, по крайней мере для того, чтобы называть его каким либо именем
Мы знаем из опыта, что зависимость воли от внешнего для нее бытия весьма часто производит наслаждение, а не страдание
Принесите мой царский жезл, сделанный из рога единорога, с великолепными алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями…
Здесь все сословия единодушно признавали Александра виновником своего благополучия; нас, русских, принимали они с радушием неподдельным
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.
Ближайший город и железная дорога были в 40 верстах. Общества положительно никакого.
Не плачь, Еленушка, может, и проживу я с вами еще годок – другой.
А если Франции знать дать об оной декларации, то она всеми мерами сопротивляться тому будет и примет совсем иные меры к нашему и Российской Империи невозвратному вреду.
Когда придет время поднять завесу, скрывающую тайные пружины происшествий той эпохи, то увидят, что вся Европейская политика вращалась около Александра
При чтении родословной литовских князей кого не поражала смесь христианских имен с кажущимися нам на первый взгляд языческими?



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.