Сегодня и вчера
Портрет Михаила Александровича Бакунина
Фотография «Портрет Михаила Александровича Бакунина» Автор:
Левицкий Сергей Львович


Техника:
Фотография
Время создания:
1863
Смотреть полностью


Мы отвергаем всякое законодательство, всякую власть и всякое превосходство, хотя бы возникшее даже путем всеобщего голосования



Бакунин Михаил Александрович. Бог и государство. — Сергиев Посад, 1917. — С. 25.

Мы признаем абсолютный авторитет науки, по отвергаем непогрешимость и универсальность ученых. В нашей церкви — если мне будет позволено воспользоваться на минуту выражением, которое я так ненавижу: (церковь и государство—мои два betes noires) — в нашей церкви подобно тому, как и в протестантской, есть глава, невидимый Христос — наука; и подобно протестантам, даже с большей логичностью, чем они, мы не потерпим ни папы, ни собора, ни конклава непогрешимых кардиналов, ни епископов, ни даже священников. Наш Христос отличается от протестантского и католического Христа тем, что последний существо личное, а наш безличен; христианский Христос, уже законченный в прошедшей вечности, представляет собою существо совершенное и неизменное, тогда как законченность и совершенство нашего Христа, науки, всегда в будущем, иначе говоря, оно никогда не будет достигнуто и завершено. Поэтому, признавая абсолютную науку единственным авторитетом, мы ничуть не компрометируем нашей свободы.

Но говоря так о науке, я подразумеваю абсолютную, истинно универсальную науку, которая воспроизводила бы идеально, со всей полнотой и во всех бесконечных подробностях систему мироздания, анализируя и координируя все законы природы, проявляющиеся в непрерывном развитии мира. Очевидно, что такая наука, высшая цель всех усилий человеческого ума, никогда не будет вполне и абсолютно осуществлена.

Наш Христос останется, значит, навеки незаконченным, что должно значительно уменьшать гордость его дипломированных представителей среди нас. Против этого «Бога Сына», во имя которого они предполагают наложить на нас свою претенциозную и педантическую власть, мы апеллируем к «Богу Отцу», который есть реальный мир, реальная жизнь, непосредственными и ближайшими представителями которой являемся мы, реальные существа, живущие, работающие, борющиеся, любящие, стремящиеся, наслаждающиеся и страдающие.

Но, отвергая абсолютную, универсальную и непогрешимую власть людей науки, мы охотно преклоняемся пред почтенным, хотя и относительным, временным и ограниченным авторитетом представителей специальных знаний и готовы в каждом затруднительном случае советоваться с ними поочередно; мы с благодарностью заимствуемся у них теми драгоценными сведениями, которыми они могут поделиться с нами, но с условием, что они не преминут воспользоваться от нас сведениями о вещах, в которых мы более компетентны чем они. В общем, мы не желали бы ничего лучшего, как видеть, что люди, обладающие большими знаниями, большим опытом, великим умом, а главное, великим сердцем, оказывают на нас естественное и законное влияние, свободно воспринимаемое, а не навязываемое во имя какой бы то ни было власти, небесной или земной. Мы беспрекословно признаем власть природы и силу фактов, но отнюдь не право; потому что всякое воздействие права, официально налагаемое на нас, тотчас же становится угнетением и ложью, и неизбежно приводит нас, как уже с достаточной ясностью, я думаю, было доказано на предыдущих страницах, к рабству и слабоумию.

Одним словом, мы отвергаем всякое законодательство, всякую власть и всякое привилегированное, дипломированное и легализированное превосходство, хотя бы возникшее даже путем всеобщего голосования, так как мы убеждены, что оно может обратиться только к выгоде преобладающего меньшинства эксплуататоров против интересов огромного большинства подчиненных им людей.




Голос Государя сначала дрожал, но скоро он овладел собою и окончил свое короткое приветствие вполне отчетливо с надлежащей интонацией
Услыхав Малороссийский говор, он мгновенно решил, что перед ним стоят Французы
Со времени Даниила Галицко-Владимирская Русь представляла собой организм, отдельный от прочей Руси.
Я слышал, что в Московии некогда водились собольи меха
А если Франции знать дать об оной декларации, то она всеми мерами сопротивляться тому будет и примет совсем иные меры к нашему и Российской Империи невозвратному вреду.
Новый сайт с материалами об русском офицерстве
Вообще я не заметил, чтобы Османы отличались патриотизмом
Смешно верить таким выдумкам, что русское ядро не может убить английского адмирала
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.
С утешением засыпал положивший жизнь свою, и уязвленный гордился своими ранами



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"