Сегодня и вчера
Бестужев-Рюмин К. О том, как росло Московское княжество и сделалось Русским царством . — СПб., 1866. — С. 53. Только что уладились дела Казанские, как великому князю пришлось смирять Новгород, Новгородцы издавна привыкли выбирать себе князей. Покуда в Русской Земле князей было много, новгородцам легко было всегда найти такого, который бы пошел к ним в князья, и когда были недовольны одним, легко было на его место найти другого. Так как поодиночке каждый князь был слабее богатого и сильного Новгорода, то им легко было отбиваться от великого князя. Только тем и смиряли их в старину князья володимирские, самые сильные из соседей Новгорода, что запрут подвоз хлеба: хлеб в неплодородные места новгородские шел с низу по Волге, а на волжских притоках и на верховье самой Волги владели князья володимирские. В такой невзгоде искали новгородцы какого-нибудь храброго князя, который оборонял бы их от сильного соседа, и опять все шло по-старому. Так и привыкли новгородцы владеть сами собою и все свои дела решать на вече (сходке). На том вече кто побогаче, наберет себе тех, кто победнее: кто ему должен, того и подкупит и станут они кричать, что ему угодно. И так дело доходило до драки, потому что для всякого дела нужно было общее согласие; оттого несогласных били, а иногда и убивали. Плохо приходилось жить бедным; зато богатым было хорошо, и ссорились они между собою и смотрели только, как бы им было хорошо. Увидали теперь новгородские бояре беду себе неминучую: московские великие князья усиливаются, подчиняют себе удельных и никак уж не дадут новгородцам жить по-прежнему, Задумались бояре и решили поддаться великому князю литовскому Казимиру, который был и королем Польши. Думали они, что Казимир за то, что они сами подчинились ему, сохранит то, что они напишут в грамоте, и им будет хорошо жить с ним; а если и станет не хорошо, то еще можно будет поторговаться с Москвою. К тому же Казимир силен и потому, думали они, что он оборонит их от Москвы. Была в то время в Новгороде Марфа, вдова посадника (посадник в Новгороде выбирался из людей, богатых и он вместе с князем судил, вел рать на войну, и без князя правил народом: стало быть, был самым важным человеком). В доме этой Марфы собирались все те, кто боялся силы московского государя и толковали, как бы избавиться от его власти… |
Под фабрикой понимали любое предприятие, производимое при помощи молота и огня, фабрикантом, именовали всякого производителя, будь то ремесленник или кустарь
Внутренние пути Суздальской Руси сходились в Москве
Восемнадцать часов тянулся отчаянный, кровопролитный бой за Малоярославец, во время которого город восемь раз переродил из рук в руки...
Золотое сердце билось в их могучей груди, руки были железные!
Он не только собирал рослых рекрутов, но и покупал их за огромные деньги, выпрашивал в виде живых подарков, и даже пытался «выводить великанов»
Ежели мы только когда повелим флоту нашему в море идти, то тогда через сие Вашего Королевского Величества запрещение себя воздерживать не допустим.
«Если Бог позволит нам проиграть еще одно такое сражение, Ваше Величество может быть уверен, что все наши противники будут уничтожены».
При виде мертвого короля Мегре, человек редкой невозмутимости, вымолвил только: «Пьеса сыграна, пошли ужинать»
Австрийцы следовали голосу национальной ненависти и жажде грабежа, поэтому Тотлебену пришлось ввести еще больше русских войск в город и велеть стрелять по австрийцам.
Я хочу объяснить причину, заставившую короля устроить место свидания так, чтобы нельзя было переходить с одной стороны моста на другую,— вдруг это в будущем кому-нибудь понадобится в подобной же ситуации.
|