Сегодня и вчера


Изображение донского казака из книги А.И. Ригельмана.
История или повествование о Донских казаках. М., 1846

Фрагмент.
Смотреть полностью.
«Как буйственники и удальцы состоятельными людьми стали быть»


Ригельман, Александр Иванович. История или повествование о Донских казаках. М., 1846

«Я сие описание составил не для поношения сего народа, но единственно для соображения всех настоящих дел их...Хотя и были из оных между тем изверги и развратные люди, и что они из разного народа общество свое составили и были иногда неспокойны, оное войску их не делает пороку, потому что и в прочем народе, а паче при начале такого собрания своего были такие ж буйственники и удальцы противу соседей и земляков своих, но потом так же состоятельными людьми стали быть, как и сии»

Труды генерала Ригельмана, долгое время прожившего бок о бок с казаками, были опубликованы лишь спустя много лет после его смерти. Написанная за 30 лет до Карамзина «История о донских казаках», в которой исторические факты причудливо сочетаются с легендами и преданиями, остается примечательным памятником русской историографии XVIII века.

«Хотя всем, и едва ли не целому свету, по древности, а паче по храбрости в военных делах, не менее ж и по удальству, о находящихся в России Донских Казаках известно, но с коих времен и из каких людей они при своем месте начало свое возымели, уповательно, мало кто ведает, ибо и сами они о себе прямого начала своего сказать не могут, а мнят, будто б они от некоих вольных людей, а более от Черкес и Горских народов, взялися, и для того считают себя природою не от Московских людей, и думают заподлинно только обрусевши, живучи при России, а не Русскими людьми быть. И по такому их воображению никогда себя Московскими не именуют, ниже любят, кто их Москалем назовет, и отвечают на то, что "Я, де, не Москаль, но Русской, и то по закону и вере Православной, а не по природе".

Притом некоторые верховых станиц Козаки повествуют, что начало заведения народа их будто б произошло от одного человека, имевшего охоту бить зверей, и с тем промыслом, переходя с одного на другое место, пробрался он на реку Дон, и оным, по хорошей удаче в ловлении зверя, дотянулся почти до устьев оной, где избрал себе для житья удобное место, и там, упражняясь в ремесле своем, получал добычу изобильную, с которым, то есть с пушным товаром, почасту для продажи езжал в места жилые, что приметивши, и польстились тех мест, где он бывал, живущие люди, стали приходить к нему для таковых же промыслов, и тем, чрез несколько времени, умножилось их немало. Наконец, тот начальник сделался их Атаманом, и, скопляючись, таким образом, прибылыми и рождающимися, у них стало их число великое, и жили свободно, не будучи подвластны или дань платя кому.

Сия сказка точно весьма подобна басням Сечевских, то есть Запорожских, Козаков, как они о себе объявляли, что будто б и их войско начало свое возымело чрез вышедшего из Польши некоего человека, именем Семена, роду Казарского, которой, для рыбного промысла и ловли звериного, на устье Бог реки себе место избрал, к коему, для таковых же промыслов, приумножилось немало людей и избрали, наконец, Семена того Атаманом себе, и составилось чрез то войско их.

Потом, когда, де, Донцы сведали, что Московский Царь Иван Васильевич ведет уже семь лет с Татарами войну и желал от них взять Казань, то, в рассуждение держимой с ним одной веры Греческого исповедания, вознамерились во взятии оного города помочь Его Величеству. Сего для помянутый Атаман послал от себя некоторую часть Козаков своих к устью реки Дона и велел там, настрелявши довольное число птиц баб, коих там находилось весьма множественно, привезть великое количество перьев их. Сими перьями убрал он поверх одежды, с головы и до ног, войско свое, и так пышно, что каждый человек представлялся превеличайшим страшилищем. Он вооружил их всех военною сбруею, как-то: копьями, ружьями, саблями, луками и стрелами и прочим, кто что имел, и повел их под Казань на помощь Царю, Ивану Васильевичу. Приведя ж, приноровя в самую ночь, стал, не доходя города, неподалеку стана Царского, расклал в обозе своем огни, по осеннему и морозному времени, для обогрения Козаков своих, а более для того, чтоб увидело их войско Московское.
>Сии, видевши чудовищ таких, коих огнь наипаче еще увеличивал и умножал число их, тотчас доложили об оном Царю. Коль скоро ж Царь и сам увидел, то немедленно послал к ним спросить Боярина своего, что за люди, откуда и зачем пришли или куда идут. Боярин, исполняя повеление, шел к ним, и что ближе подходил, тем страшнее они казались ему, и так наконец их убоялся, что принужден был, не только расспрося, ниже доходя до них, со страхом возвратиться назад. Царь, разгневавшись, тотчас ему ж идти велел, и с тем точно, чтобы неотменно дойти к ним, изведать и расспросить их. Сия посылка Боярину весьма важна была: он, идучи к ним, что ближе подходил, тем страшнее чудовищи они представлялись, и хотя достиг уже до них так, что можно было с ними говорить, но, видя страшилищ сих, был как полумертв и едва в силах был спросить, что "Люди ль они или привидение?". Они громогласно вскричали ему, что "люди они, да и Русские вольные, пришедшие с Дону Царю Московскому помогать взять Казань и за Дом Пресвятой Богородицы все свои головы положить". Боярин обрадовался, видя и слыша, что люди, поспешнее возвратился назад, нежели до них мог дойти. Он донес об оном Царю, который тотчас во утрие ж послал к ним за то великие дары, но чудовищи те того не приняли, а одарили сами богатыми кожами звериными. Притом просили, чтоб Царь повелел им взять Казань, что и позволено.

Донцы, не упуская времени, на другой же день, подняв святые иконы и навеся на пики свои от баб-птиц крылья, пошли к городу Казани, каковой строй их в походе представлялся великим лесом, покрытым снегом, и, приблизившись к Казанке речке, тотчас начали под оной рыть подкоп до города, который вскоре и окончили. Они вкатили во оный несколько бочек пороху и назначили время к зажжению оного. Между тем принесли Богу свои теплые молитвы и, стоя на коленях, просили Божьего знамения, на что и воспоследовал из облак глас, глаголющий всем вслух: "Победите и покойные будете". Возрадовавшись сему и обнадежась на такую благодать, приказали подкоп зажечь, коим превеликую часть города взорвало, и тем от дыму и земли солнце невидимо стало, чрез что от страха и ужаса во все стороны метались жители в городе.

В то же самое время, как воспоследовал от подрыву треск. Донцы бросились на город, коих жители сочли не людьми, но некоими престрашными чудовищами, устрашась их смертельно, были полумертвы; они рубили и кололи их везде без пощады. Тогда, де, уже и Царь вошел в город, очистил от Татар оный и ввел войска свои Московские, поставил везде караулы и определил в Казани наместника и воеводу; по окончании же всего того Царь пришедших воинов оных дарил казною и другими полученными добычами, но Донцы ничего того не взяли, а просили, чтоб только пожалованы были рекою Доном до тех мест, как им надобно, что им и не отказал. Он им реку оную пожаловал и грамотою утвердить изволил, с тем что кто буде дерзнет сих Донских Козаков с мест их сбивать, тот да будет проклят во веки веков; с оной же грамоты во все станицы войска Донского даны, для сведения Козацкого, списки, которые читаются при собрании их в день Покрова Пресвятой Богородицы после обедни»






C самого дня обручения с кн. Долгоруковой Петр впал в такую задумчивость, что ничто более его не развлекало.
Да и что бы Пруссия хотела отвоевать у России?
Туда по дороге, а оттуда до дворца, стояли по обеим сторонам пешие киевские мещане и купцы с ружьями и знаками их обществ
Заслугами Всемилостивейшему Государю своему и Отечеству они блестящим образом определят меру признательности своей к знаменитому виновнику их воспитания
Пехота тотчас опять сомкнулась, и они все принуждены были погибать наижалостнейшим образом.
Царевич Алексей: «Я ослабел духом от преследования и потому, что меня хотели запоить до смерти»
Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет.
В этот день у нас не было недостатка в обыкновенных от Царя подачах
Я был послан в Германию, дабы найти и привезти в Россию докторов и ученых, людей хорошо осведомленных в Божественном писании, правоведении и других свободных искусствах
Барон Винцингероде привстал, показал ему ордена свои и закричал: я Русский Генерал!



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"