Сегодня и вчера
«Петр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым»

Художник:
Неврев Николай Васильевич
1830 — 1904

Холст, масло.
111 x 89.8 см
1903

Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Фрагмент.
Смотреть полностью.

Евроистория Петра Великого.


Брикнер Александр Густавович . Иллюстрированная история Петра Великого. СПб., 1902

«История Петра», как и другие книги Брикнера, была написана по-немецки и адресована в первую очередь европейскому читателю. Родившись в России, и оставаясь всю жизнь связанным с ней прочными узами, Брикнер, тем не менее, ощущал себя в ней человеком Запада. Он прожил в России почти всю свою жизнь, любил свою родину, гордился ей и посвятил ей все свои научные труды (включая главный - "Die Europaisirung Russlands", 1887), в которых с великим смирением признавал, что до полноценного вхождения в число передовых европейских стран России еще предстоит проделать немалый путь.

«В русских славянофильских кружках, — пишет Брикнер в «Истории Петра», — еще и теперь иногда приводится приписываемое Петру Великому изречение: будет ли Россия Азией или Европой, она все таки будет Россией. Но самый факт этого определения и его основательность нуждаются в подтверждении. Историческое развитие России, главным образом состоит в том, что она обращалась из азиатской страны в европейское государство, и прогресс такого превращения продолжается и в наши дни»

Значение трудов Брикнера лежит в тщательном подборе и группировке известного уже материала, так как новых архивных данных он, за небольшими исключениями, нигде не сообщает. Ценным свойством его работы становится особый, пытливый взгляд русского европейца.

Историк стремится показать, как за реформами на востоке наблюдали внимательные взгляды европейских политиков, ученых, общественных деятелей и предпринимателей. Он описывает, как Европа прямо или косвенно вмешивалась в этот процесс европеизации. Показывает внутриевропейские разногласия и «русскую» политику западных держав, так часто враждебную российскому прогрессу, враждебность католицизма, который направлял в русское сердце стальное острие униатской Польши, и дружелюбие протестантской Голландии, с открытым сердцем принявшей юного Петра.

Брикнер широко использует в своей «Истории Петра» иностранные источники, что дает возможность отечественному читателю увидеть многие хорошо знакомые эпизоды петровской эпохи в неожиданном ракурсе. А для европейского читателя оказываются чрезвычайно полезными факты из русских архивов, при помощи которых автор легко расправляется с домыслами и небрежностью западных "очевидцев" и тенденциозных историографов.

Справедливости ради, стоит отметить, что завороженный идеей благотворности европеизации, Брикнер немного утрирует «неразвитость» и «азиатскость» России, описывая допетровское время, однако читатель может отнестись к этому снисходительно, принимая во внимание в целом про-российскую направленность брикнеровской «Евроистории» Петра Великого»

Завершая свое объемное исследования личности и деяний великого императора, Брикнер пишет: «События идут в истории самостоятельно, независимо от отдельных личностей. Россия и без Петра стала бы великой державой. Но продолжительность этого процесса величием и гениальностью Петра значительно изменилась и сократилась. Он не создал нового направления в истории России, но народ был быстро подвинут на уже готовый путь. Народ, который мог создать Петра, имеет право гордиться. Он явился плодом соприкосновения русского народного духа с общечеловеческой культурой. Петр привел мысль о таком соединении, что обеспечивает ему одно из первых мест в истории человечества.»




Празднование понедельника в Малороссии
Если не произошло отделения Сибири от России, то приписать это следует не столько счастью, сколько государственному смыслу русского народа
Солдаты в оскорблении и в тревоге клялись друг другу, что постоят за своих стариков
Наши дилетанты с плачем засвидетельствовали, что они обманулись в коварной науке Запада
Александр стремился к воссозданию европейского общества на основаниях высокой евангельской нравственности.
Преданиям о смерти, постигающей Кощея, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет бессмертного; но именно это и свидетельствует за его стихийный характер
Они бы не посмели!— говорили мы.
Кот государев
А 30 000 червонных за то, что в продолжение осады звонили в колокола, противно обыкновению принятому в осажденных крепостях.
Получив от царя «жаловальную грамоту» (каперское свидетельство), Карстен Роде начал действия против польской торговли



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"