Сегодня и вчера


Воздухоплавательный аппарат конструкции И. А. Матюнина в Охтенской верфи в 1891 г.

Фотограф неизвестен

ФЦГВИА, ф.3, оп. 14, д. 2299, л. 153

Фрагмент.
Смотреть полностью.

Довольствие воздухоплавателей



Высочайше утвержденное Положение о воздухоплавательной части. 6767. Апрель 1890 г. В царствование императора Александра III. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. т. X, отд. 1. СПб., 1893

«Воздухоплавательная часть имеет целью изучение и применение к военным надобностям открытий и изобретений по воздухоплавательному делу...

...Общее руководство воздухоплавательными частями и направление их технической деятельности возлагается на Заведующего гальванической частью инженерного корпуса.

... Совершающие полеты получают со времени поднятия на шаре до возвращения к месту квартирования особые суточные деньги: штаб-офицеры по 4 рубля, обер-офицеры по 3 рубля и нижние чины по 1 рублю. Для проезда от места спуска шара к месту расположения парка и для доставки шара, помянутые чины получают прогонные по положению деньги. Кроме того при полете офицеры снабжаются открытыми листами на требование обывательских подвод для перевозки себя, нижних чинов и шара».


Военое воздухоплавание в России ведет свое начало с 22 декабря 1884 г., когда видный русский реформатор и военный министр генерал П. С. Ванновский сообщил на Военном совет, что император Алексадр III принял решение организовать особый фонд при Военном министерстве; и образовать кадровую команду аэронавтов

Тогда же при Главном Инженерном Управлении под председательством заведующего Гальванической (впоследствии — Электротехнической) частью генерал-майора М. М. Борескова была создана «Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям». Секретарем-делопроизводителем ее был назначен поручик А. М. Кованько, ранее окончивший Николаевское инженерное училище.

В мае 1890 года утверждено положение о Воздухоплавательной части и приказом № 126 по военному ведомству от 14 июля 1890 г. сформирован Учебный воздухоплавательный парк (УВП). Так же стал называться и полигон, предназначенный для подготовки офицеров и рядовых воздухоплавательной службы. Здесь же проводились испытания «воздухоплавательных снарядов», производилось снаряжение для воздухоплавательных частей. Для этих целей были развернуты шаровая и сетевая мастерские, учебная голубиная станция, метеорологическая станция, механические мастерские и различные лаборатории.

Все это время Учебным воздухоплавательным парком руководил Александр Кованько, прошедший путь от поручика до генерал — лейтенанта.


Александр Матвеевич Кованько (1856 — 1919)

Начальник Учебного воздухоплавательного парка и Офицерской воздухоплавательной школы генерал-лейтенант Александр Матвеевич Кованько родился 4 марта 1856 года в Петербурге в Эртелевом переулке в семье горного инженера. Он окончил в 1878 году Николаевское инженерное училище, служил в Понтонном и лейб-гвардии Саперном батальонах. с 1884 г. был привлечен к работам по организации отечественного военного воздухоплавания.

Он впервые в мире организовал полеты на воздушных шарах (аэростатах) для научных исследований верхних слоев атмосферы и изучения влияния полета на организм человека. Добился начала производства отечественных аэростатов и дирижаблей и предложил несколько своих конструкций.

В 1894 году представил проект аэроплана и воздушного винта.

В Русско-японскую войну 1904 — 1905 гг. командовал 1-м Восточно-Сибирским воздухоплавательным батальоном, организовал боевое применение привязных аэростатов для корректирования артогня и наблюдения за противником.

Под его руководством был построен первый русский дирижабль, а затем — пять самолетов

Кроме своей военной службы, научной и конструкторской деятельности А.М. Кованько получил известность в обществе как незаурядный публицист, художник и поэт.

После революции Кованько оставался служить советской власти на своем посту вплоть до сентября 1918 года, когда вышел в отставку по болезни.

В годы Гражданской войны он оказался вместе с семьей в тяжелой нищете. В 1919 году родственники вывезли тяжелобольного генерала в Одессу, где 20 апреля этого же года он скончался.




Может ли заключать изречение Моисеево: «И сотвори Бог небо и землю» какую-либо ошибку в себе? Решительно никакой!
Я решился издать отдельно, в виде прибавления к полному тексту Русской Правды, четыре ее списка…
Даже в наши дни, если бы древние ханы возвратились на родное пепелище, они мало нашли бы в нем перемен
Под фабрикой понимали любое предприятие, производимое при помощи молота и огня, фабрикантом, именовали всякого производителя, будь то ремесленник или кустарь
Начал свою деятельность казак Наурской станицы Моздокского полка Яков Алпатов воровством телушки у соседа в 1842 году
И повелел Владимиру быть с нею перед отцом ее и матерью, и потом отца ее убить, а ее взять себе в жены
Одесские беспорядки 1871 года, имевшие своим источником инородческий вопрос, почему не истолковать влиянием Парижской коммуны?
Раскроем летописи от времен Ярослава: идет ли в них речь об уделах? Нисколько: все князья суть члены одного рода, вся Русь составляет нераздельную родовую собственность
Митрополит Феогност, преемник Св. Петра, приказал запереть все псковские церкви до выдачи Псковичами укрывшегося у них врага князя Московского
Ежедневная пресса аккуратно отмечает и до сих пор факты недружелюбия к нам, русским, со стороны финляндцев.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.