Сегодня и вчера


Икона Страшного суда

Дерево, левкас, темпера
Ярославская школа XVIII век


Фрагмент.
Смотреть полностью.

Архиграбитель святынь




1725 год. В царствование императрицы Екатерины I. О ссылке бывшего Новгородского Архиерея Феодосия за разные законопротивные поступки в Корельский монастырь и о опубликовании его вин во всенародное известие

«Древнюю церковную серебряную посуду от церквей и из монастырей многую отобрал и в слитки употребил…
Колокола из многих монастырей и церквей отобрав, распродал…
Також и прочее церковное имение с старинных архиерейских шапок и омофоров, жемчуг, каменья и другие вещи отбирал, а из саккосов древних и риз золотых и серебряных материй серебро выжигал…
Отобрав все вышеписанные и другие церковные имения, многое из них распродал, а вместо этого, выписав из за моря, купил сервиз серебряной…»

Войдя в доверие к Петру I, энергичный новгородский архимандрит Феодосий Яновский быстро набрал значительную власть, заведовал церковным строительством, основал Александро-Невскую лавру, ревностно боролся с ересями и расколом, и был назначен вице-президентом Синода,
Но, как часто бывает, положение и успех вскружили ему голову, и иерарх стремительно растерял всякое благочестие, поддавшись соблазнам мирской жизни.
Петр, однако, многое прощал своему любимцу, оставляя безнаказанными даже самые вопиющие бесчиния архипастыря.
После кончины императора, Феодосий посчитал, что государственная власть ослабла, и стал вести себя особенно дерзко и невоздержанно. Не стеснялся насмехаться даже над памятью своего благодетеля. «Государь блаженной памяти, — иронизировал Феодосий, — весьма тщился ниспровергнуть сие духовное правительство и для того нас утеснял штатами и недачей жалованья; а теперь смотрите, отцы святые, мы живы, а он умре, его нет»
Не упустил он и случая позлословить на счет вступившей на престол Екатерины I. Но на этот раз, наживший множество врагов и в церкви, и в придворных кругах, Феодосий переоценил свои силы.
Его судили, извергли из сана и сослали в дальний монастырь, где под именем «старца Федоса» замуровали в подземной келье.

С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. Том 18. Глава 4. Царствование императрицы Екатерины I Алексеевны

«Феодосий винился в одном, отвергал другое, клялся, что забыл, говорил ли третье; обвинял своих сочленов, на него доносивших, писал императрице:

«Никогда в доме вашего величества и нигде слов, касающихся до высокой чести вашего величества и до целости государственной, не говорил, и если говорил, то для чего архиепископ псковский не засвидетельствовал в то время обретающимся людям, которых была полна палата? А что сенатские члены на святой неделе трактованы, а синодские нет, то и сам его преосвященство говорил. В Синоде по разным временам говорил я с пререканием, что Синоду много противников и труд духовных персон тщетный; а других слов истинно не помню, и если б неумеренные мои в св. Синоде какие слова были, для чего св. Синода слышавшие члены тех слов в протокол не велели записать, но, когда увидали за преступление мое о негодовании на меня вашего величества, тогда изволили доносить».

Но открылись другие вины: гонитель суеверий забирал иконы из церкви, обдирал с них оклады и сливал в слитки; отбирал церковную серебряную утварь, колокола и прочее церковное имение и употреблял на свои домашние нужды; распилил образ Николая Чудотворца в Никольском монастыре, что на Столпе.

11 мая состоялся приговор:

«Императрица, слушав поданных на новгородского архиерея Феодосия в церковных его противных поступках доношений и подлинных доказательств синодальных членов о непотребных его предерзостных и непристойных словах и его архиерейских двух повинных руки его писем (в которых приносил вину свою точию в некоторых малых продерзостях, а в самых важных делах запирался), и его, Феодосиевых, на вопросные пункты подписанных ответов, которыми себя признал и рукою своею под каждым пунктом вину свою подписал, указала: понеже он, Феодосий, за те учиненные его к церкви божией и указам их величеств противности и непристойные слова довелся смерти; но ее величество для поминовения его величества во всем государстве к винным показанной высокой своей милости и его, Феодосия, лишить и смертию казнить не указала, а повелела от синодского правления, Новгородской епархии и архимандрии монастыря Александровского его отрешить и сослать его в дальний монастырь, а именно в Корельский на устье Двины, и содержать его там под караулом неисходно, и давать ему на одежду и на пищу по 200 рублей на год.

Приговор «бывшему новгородскому архиерею Федосу» был обнародован торжественно, с барабанным боем; иностранцы удивлялись, что никто не жалел об осужденном, напротив, все знатные и незнатные говорили, что с ним поступлено слишком милостиво»

Русский биографический словарь (Словарь Половцова)

Феодосий Яновский (Федор Михайлович) — архиепископ Новгородский (Великоновгородский) и Великолуцкий Феодосий родился в шляхетской семье на Смоленщине. По мнению П. Петрова, Феодосий обучался в Московской Заиконоспасской академии, а по мнению историка В. Аскоченского — в Киево-Могилянской академии. Периодом его обучения считаются 80-е годы XVII столетия. Насколько обширно было образование Феодосия, неизвестно; неизвестно также, продолжал ли он образование за границей по примеру своих сверстников. Он не обнаруживал особой учености, но считался человеком образованным. По словам архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича; † 1736), Феодосий, любя ученых, предпочитал простых, и от него не осталось ни одного литературного труда. Был рясофорным послушником Московского Симонова монастыря. Неизвестно также, как попал он в Симонов монастырь и по каким побуждениям принял монашество. За клевету на архимандрита Симонова монастыря Варфоломея (это была простая жалоба на суровость Варфоломея) Феодосий попал в число нарушителей монашеской дисциплины и был сослан в оковах в Троице-Сергиев монастырь. Архимандрит Троице-Сергиева монастыря Иов (впоследствии митрополит Новгородский; † 1716) принял в нем участие и освободил от оков. В 1697 году архимандрит Иов, получив назначение на Новгородскую кафедру, взял с собой Феодосия. В 1701 году митрополит Иов рукоположил Феодосия в игумены, а в 1704 году назначил его архимандритом Новгородского Спасо-Варлаамиева Хутынского монастыря. Митрополит Иов умел ценить людей образованных, отличавшихся деловыми качествами. Архимандрит Феодосий не проявил себя как писатель, не был он заметен и как проповедник, зато обладал недюжинными способностями как администратор, и потому стал ближайшим помощником Новгородского архиерея. Вскоре он стал известен царю Петру I. Между архимандритом Феодосием и царем установились дружеские отношения. 27 октября 1704 года архимандрит Феодосий, минуя митрополита Иова, писал прямо царю, жалуясь на келаря Венедикта. С этого времени архимандрит Феодосий стал все больше опираться на высшую государственную власть, игнорируя своего непосредственного духовного руководителя. Особенно это проявилось в 1708 году, когда митрополит Иов послал архимандрита Феодосия в Москву за типографией Симеона Полоцкого. В Москве архимандрит Феодосий встретился с царем и был назначен духовным судьей в Санкт-Петербург для заведования церковными делами вновь завоеванных городов: Ямбурга, Нарвы, Копорья, Шлиссельбурга. Митрополит Иов был только уведомлен о новом назначении своего архимандрита и должен был благословить его на новое служение. Митрополит Иов дал ему инструкцию относительно его практической деятельности. По-видимому, и митрополит Иов, и царь Петр I ценили в Феодосии административные таланты, любовь к просвещению. Феодосий был человеком энергичным, обладавшим практическим умом и умевшим приспосабливаться к требованиям времени. Такие люди нужны были Петру I. Главным делом архимандрита Феодосия было построение церквей и снабжение их всем необходимым, а также организация церковного надзора за причтами и паствой. Кроме того, Феодосий предпринял строительство Александро-Невского монастыря, стремясь как можно крепче связать себя с Санкт-Петербургом. Строительство началось в 1710 году. В 1712 году Феодосий был назначен архимандритом будущей лавры. Теперь он уже не нуждался более в поддержке митрополита Иова и вел себя совершенно независимо, хотя формально оставался в его подчинении, т. к. Санкт-Петербург в то время относился к Новгородской епархии. Отношения архимандрита Феодосия с митрополитом Иовом окончательно испортились, о чем свидетельствует одно резкое письмо митрополита к Феодосию, написанное, по-видимому, около 1710—1712 годов. Трудно найти более мрачные краски, чем те, какими изображал теперь преосвященный Иов своего прежнего любимца. Но архимандриту Феодосию не страшен был гнев митрополита Иова, так как он больше уже не мог повлиять на его судьбу. В начале 1721 года архимандрит Феодосий был хиротонисан во епископа Новгородского и Великолуцкого с возведением в сан архиепископа. По указу Петра I архиепископ Новгородский Феодосий стал первым вице-президентом Святейшего Синода. Архиепископ Феодосий был энергичным церковным администратором. Во вверенной ему епархии было построено много новых церквей. Он заботился о материальном благосостоянии духовенства своей епархии. Обращал особое внимание на искоренение разных недостатков в церковной жизни. Ревностно боролся против раскола в епархии, участвовал в заседаниях Тайной Канцелярии. Но, как отмечают историки, добившись высокого положения, епископ Феодосий уклонился от монашеских идеалов, повел невоздержанную светскую жизнь и даже решил завести ассамблеи, наподобие Петровых. Все это требовало много денег, и Феодосий стал прибегать к незаконным источникам. С приобретением власти возросла в нем и гордость, он меньше стал считаться с людьми. 27 апреля 1725 года архиепископ Феодосий за резкие высказывания в адрес императрицы Екатерины I был арестован. 11 мая 1725 года ему был вынесен приговор, по которому он был сослан в далекий Николо-Корельский монастырь Архангельской епархии в заключение. 21 июня того же года он был уже в монастыре. Его заточили в подземную келию под церковью. Но в скором времени участь его еще ухудшилась. В момент объявления приговора следствие по его делу еще не было закончено. С выявлением новых фактов преступления 8 сентября 1725 года был объявлен новый указ, по которому с Феодосия сняли сан; "чернец" Феодосий был переведен в худшую тюрьму в этом же монастыре, холодную, сырую. Сраженный всем происшедшим, Феодосий прожил недолго. 5 февраля 1726 года он скончался в своем заточении простым "чернецом Феодосом". По особому распоряжению он был погребен в Кирилло-Белозерском монастыре. Никто решительно не жалел несчастного Феодосия. Ему выпала печальная участь погибнуть без сочувствия к своему несчастью: "пожал то, что посеял".





Из того, что бывают тайные общества вредные, никак не можно с благоразумием заключить, чтоб не могли быть и полезные
Сии люди Богом избалованы и я не знаю, в чем бы они имели нужду; все есть, и все дешево
О, подданные, отменно-счастливые: она вас любит как этих детей!
На сем на всем, брате молодший Князь Андрей Васильевич, целуй ко мне крест к своему брату к старейшему к Великому Князю Ивану Васильевичу
Свобода содержит в себе природу, как высшая ступень низшую
То, что возбуждает чувства, предпочитается
Пряная аналогия
«Философиа есть хитрость хитростем и художьство художьством»
Искренне убеждена, что она отличная актриса на роли молодых крестьянок
Я не знаю, что такое знание



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"