Сегодня и вчера
Портрет Федора Алексеевича Головина Художник: Шенк, Петер (1645-1708) Гравюра на меди 1706 г. Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург Фрагмент. Смотреть полностью.
Принужденный силой обстоятельств, Головин, по здравому размышлению, склонился на представления китайцев
Терещенко Александр Власьевич . Опыт обозрения жизни сановников, управлявших иностранными делами в России. Часть I. СПб., 1837
«Главное намерение китайцев было: выговорить у русских Албазин и тем уничтожить поселения по Амуру. Иезуиты, по свой услужливости, обещали склонить на это русских…
После неудачного с обеих сторон приступа к мирным соглашениям в китайском стане собран был военный совет. В нем положено: переправившись с войском через реку, окружить со всех сторон Нерчинск, а тунгусов и монголов, подвластных русскому скипетру, склонить к измене… Монголы, недавно только признавшие над собой владычество России, первые стали переходить на сторону китайцев, потом открылись измены и от обитателей Нерчинска. Не осталось иного средства к освобождению от опасности, как согласиться на требования китайцев: отказаться от Албазина и всякого права на земли, лежащие по ту сторону р. Амура. Принужденный силой обстоятельств, Головин, по здравому размышлению, склонился на представления китайцев; но они и на то согласились не прежде трех дней, потому что домогались новой уступки земель, до чукотского носа. Убедясь же, что русские не принимают таких требований, известили посла нашего, что готовы утвердить прежние условия, на которых и заключен договор 1689 года, августа 27». Осада Албазина.
Осада Албазина. Китайский рисунок конца XVII века. Из собрания Библиотеки Конгресса США.
А.С. Зуев. Забытый герой. Штрихи к биографии Афанасия Ивановича Бейтона. К маю 1687 г. в Албазине осталось в живых только 66 человек. Предать земле тела павших албазинцев без отпевания командующий гарнизоном Афанасий Иванович Бейтон не решился. По этому поводу он писал Нерчинскому воеводе И. E. Власову: «И те умершие люди похоронены в городе в зимовье поверх земли без отпеву до твоего разсмотрению. А ныне я с казаками живу во всяком смрадном усыщении. А вовсе похоронить без твоей милости и приказу дерзнуть не хощу, чтоб, государь, в погрешении не быть. А хоте, государь, ныне и благоволишь похоронить, да некем подумать и невозможно никакими мерами» Похоронить павших албазинцев достойным образом, Бейтону так и не удалось. Страшные свидетельства тяжелейшей осады Албазина были открыты в ходе археологических исследований острога. В 1992 г. изучена небольшая полуземлянка, которая превратилась в братскую могилу для защитников крепости. 8 августа 1992 г. останки защитников были погребены на территории острога по православному обряду. 31 августа, Ф.А. Головин направил Бейтону в Албазин указную память (получена 8 сентября) с предписанием, «собрав всех служилых людей, сказав им о том указ великих государей, и город Албазин разорить, и вал раскопать без остатку, и всякие воинские припасы (пушки, и зелье, и свинец, и мелкое ружье, и гранатную пушку, и гранатные ядра), и хлебные всякие припасы, и печать албазинскую взяв с собою, и служилых людей з женами и з детьми и со всеми их животы вывесть в Нерчинской. А строение деревянное, которое есть в Албазине, велеть зжечь, чтоб никакова прибежища не осталось... И разоря Албазин, со всеми воинскими припасы и хлебными запасы в Нерчинск вытти нынешним водяным путем» Русско-китайские отношения в XVII веке. М., 1972.Т. 2. С. 605–606 «Китайские послы прибыли вместе с иезуитами Томасом Перейра и Иоанном Гербилоном, посланными в звании переводчиков, на случай, если бы русские захотели вести переговоры на латинском или другом употребительном европейском языке». Из записок Томаса Перейры: «Местный воевода прислал нашим послам подарки: молочных коров, разных овощей и очень хорошую капусту. Так как наши послы не понимали доверия как принципа международного права, они опасались, что продукты отравлены, и, хотя этого не высказывали, это было видно по всему их поведению. Я взял редиску, попросил соли и начал ее есть, как кушаешь вкусный огурец; тогда один из них, выдав их страх, сказал: «Ну что ж, без обмана»,— и последовал моему примеру. В другой раз воевода прислал много не очень хорошего мяса и сладкого печенья. Послы немедленно послали за нами, и, как только я пришел, я сразу же понял, почему они не принялись за еду. Я сразу же стал пробовать все, чтобы дать им понять, что надо верить в добрые человеческие отношения вместо того, чтобы по глупости всех подозревать. Когда я бесстрашно попробовал все, один из них не выдержал и спросил: «Отец, что, они никогда не отравляют людей?». Таковы были наши сотоварищи в этих важных делах, и читатель должен это хорошо запомнить, чтобы понять, с чем нам пришлось бороться в течение многих месяцев. С одной стороны, мы имели дело с людьми, полными подозрения и ничего не знавшими о внешнем мире, тогда как, с другой, господь бог оказывал нам помощь в большом многообещающем деле» Текст воспроизведен по изданию: Русско-китайские отношения в XVII в. Материалы и документы, Том 2. 1686-1691. М. Наука. 1972 |
Я хочу объяснить причину, заставившую короля устроить место свидания так, чтобы нельзя было переходить с одной стороны моста на другую,— вдруг это в будущем кому-нибудь понадобится в подобной же ситуации.
Брали с собой в дорогу замороженные щи, а на станциях, где кормили лошадей или ночевали, обрубали часть замороженной массы и разогревали в крестьянской печи.
Очевидно, что суд — один из основных элементов государственной власти — рассматривался тогда, как источник, дохода в виде временной или даже постоянной аренды
Вы нас обманули, отвечайте одни, ни с места!
Они, как ночные извозчики в Петербурге, только и видны, когда ничего не видать
Как только мы окунулись в действительную русскую буржуазию, мы тотчас же чувствуем себя среди нашей демократии
Не можете ли вы мне прислать несколько сот рублей, чтоб накупить подешевле Турецких вещей, когда город будет взят
На воле все друг друга обманывают.
Конституция как обряд
Памяти Алексея Фролова
|