Электронная библиотека Руниверс > Авторы

Бахтин Николай Михайлович

Краткая библиографическая справка


БАХТИН Николай Михайлович 

(псевд. Н.Боратов) [20.03(01.04).1894-09.07.1950] - филолог, литер. критик, поэт, мемуарист. Уроженец г.Орел. Брат литературоведа и философа М.М.Бахтина. В 1912 поступил на филол. ф-т Новороссийского ун-та, в 1913 перевелся на класс. отделение ист.-филол. ф-та Петерб. ун-та. С 1916 - участник Первой мировой войны. В середине 1917 вернулся в Петроград. В начале 1918 уехал на юг России, с октября этого года - участник Белого движения. Эмигрировал в 1919, вступил во франц. Иностр. легион, воевал в Северной Африке. С 1924 - в Париже, поступил в Сорбонну. С 1926 на страницах еженедельника «Звено» появляются диалоги и разговоры Н. Бахтина: «Похвала смерти», «О созерцании», «Об оптимизме», «О разуме» и др. С 1928 - в Англии, полгода учился в Бирмингемском ун-те, затем вернулся в Сорбонну. Д-р филологии (1932). С 1938 - преп.-филолог Бирмингемского ун-та. Принял англ. гражданство. Умер в Бирмингеме. Б. с давних пор привлекала филос. Б.Паскаля, И.Канта, Ф.Ницше, Э.Гуссерля, В.С.СоловьеваК.Н.Леонтьева и др., он глубоко изучал неотомизм, шпенглерианство, фрейдизм, новые идеи в филологии. В работе «Антиномии культуры» он вскрывает трагедию человеч. самосознания. По его мнению, для человека культура - это и средство оградить себя от враждебных сил хаоса, перед к-рыми он беззащитен, и орудие самоутверждения: человек хочет с ее помощью навязать свой порядок природе, надчеловеч. строю вещей и тем самым стать свободным. Но, совершенствуя культуру, он, перестав быть рабом стихийных космич. сил, попадает в еще большую зависимость от самой культуры, и даже его восстание против нее уже предусмотрено в ней и учтено. Из орудия самоутверждения культура неизбежно становится для человека орудием самоотрицания. В эссе «Разложение личности и внутренняя жизнь» Б. обращается к двойственности существования совр. человека. Для человека характерен разлад между внеш. и внутр. жизнью. Свое единство, цельность человек должен еще завоевать. Но это возможно лишь тогда, когда сознание выполняет роль предварения действия. Цельность личности - в умении утвердить одни возможности и мужественно отказаться от др., чтобы в действии (физ. или мыслительном) достигнуть творч. тождества внеш. и внутр. Но нередко такого единства нет. (См.: С.Р.Федякин. «РФС». С.36-37.)

Соч.: Антиномии культуры // Новый корабль. 1928. №3; Разложение личности и внутренняя жизнь // Числа. 1930-1931. №4; Из жизни идей (Статьи. Эссе. Диалоги). М., 1995.

Источник: П.В.Алексеев. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — Издание 4-е, переработаное и дополненное — Москва: Академический Проект, 2002.

Книги



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"