Гагарин Григорий Григорьевич
Краткая библиографическая справка
Родился 29 апреля 1810 г. в Петербурге. Отец, князь Григорий Иванович Гагарин, был одним из видных дипломатов 1820 – 1830-х гг. В 1816 г. семья Гагариных переезжает в Италию. Их дом в Риме становится центром русской художественной жизни.
В 1823 – 1824 гг. Г.Г. Гагарин сближается с К. Брюлловым, об уроках которого вспоминал с благодарностью: «Он посвящал меня в тайны колорита, объяснял мне то, что я видел, не понимая, что я чувствовал, не отдавая себе отчета… с таким глубоким пониманием, таким увлечением и правдой, что казалось, словно вы слушаете физиолога, живописца и поэта вместе; урок Брюллова был для меня как бы откровением – с тех пор я понял, что в прелестях природы скрывается не только интерес непосредственного наслаждения, но и интерес разума».
Гагарин занимался не только рисунком и живописью, но и изучением строительного дела. В 1832 г. семья возвратилась в Россию.
По приезде в Петербург Гагарин знакомится с А.С. Пушкиным, который предлагает ему иллюстрировать свои произведения. К 1833 – 1834 гг. относятся рисунки (карандаш и перо) к «Утопленнику», «Гусару», «Руслану и Людмиле», «Сказке о царе Салтане», «Ангелу» («В дверях эдема ангел нежный»), «Пиковой даме».
В 1834 г. Гагарин, причисленный к русской дипломатической миссии, едет в Константинополь. Здесь он увлекается жизнью и типами Востока. Альбомы заполняются набросками, сделанными в Константинополе и Малой Азии. К этому времени относятся зарисовки, сделанные на борту брига «Фемистокл», на котором Гагарин доставил из Афин в Константинополь К. Брюллова. Командиром брига был В.А. Корнилов, впоследствии герой обороны Севастополя.
В 1839 г. возвращается на родину. Поездка в Казань (вероятно, для введения в права наследства после смерти отца) дала богатый материал для наблюдений. Путевые рисунки легли в основу иллюстраций к книге В. Соллогуба «Тарантас». В 1845 г. книга вышла в свет и была явлением исключительным и по содержанию иллюстраций и по качеству полиграфического исполнения. Иллюстрации были гравированы в России русским гравером Е. Бернардским (на дереве).
Гагарин снял свое имя с иллюстраций, что дало повод впоследствии приписывать рисунки А.А. Агину, автору знаменитых иллюстраций к «Мертвым душам». В.Г. Белинский прямо указывал на «известного любителя, скрывшего свое имя». «Вглядитесь в эти лица мужиков, купцов, купчих, помещиков, лакеев, чиновников, татар, цыган – и согласитесь, что рисовавший их… не только мастер-рисователь, но и великий художник и знает Россию». «Бумага, печать и вообще возможная в России типографская роскошь, соединенная со вкусом, не оставляют ничего желать, и в этом отношении едва ли какое-нибудь русское издание может состязаться с «Тарантасом».
Зимой 1839/40 гг. Гагарин сближается с М.Ю. Лермонтовым. После ссылки Лермонтова на Кавказ в 1840 г. следует за ним и находится там с некоторыми перерывами до 1843 г. Существуют две акварели, выполненные совместно с поэтом: «Эпизод из сражения при Валерике» и «Схватка. Эпизод из Кавказской войны» (на них надпись: «Лермонтов рисовал, Гагарин расцвечивал»). Кавказский период стал наиболее плодотворным для художника.
Летом 1841 г. Гагарин получил орден «в награду личной храбрости и хладнокровного мужества» в одном из сражений. Николай I зачисляет его в гусарский полк поручиком.
В середине1840-х годов он создает несколько картин, обобщающих то, что накоплено на Кавказе в рисунках, акварелях и этюдах. «Белый ключ. Главная квартира Мингрельского полка»; «Сражение при Ахатли»; «Карагач. Главная квартира Нижегородского полка» (хранятся в «Русском музее в Петербурге). «Переправа»; «Свидание Шамиля с генералом Клюке фон Клюгенау» (хранятся в Третьяковской галерее в Москве).
С 1848 г. несколько лет живет в Тифлисе (Тбилиси). В 1850 г. расписывает Сионский собор. Там же строит по своему проекту театр (сгоревший в 1874 г.). Организовал производство папье-маше, широко применяемого при отделке театра. Был директором по художественной части гранильной фабрики. В 1849 г. Гагарин проектировал устройство в Тифлисе «особенной художественной школы», предполагая на ее опыте разработать «полную реформу преподавания искусств в России».
В середине 50-х гг. Гагарина вызывают в Петербург. Он участвует в разработке нового устава Академии художеств. Одновременно наблюдает за печатанием в Париже «Коронационного альбома» и двух своих альбомов «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа», выполненных на основе многочисленных графических и живописных работ с натуры. В конце 50-х гг. становится вице-президентом Академии художеств. Занимается организацией в ней музея византийских и русских древностей. В.В. Стасов отмечает: «Благодаря князю Гагарину и его настойчивым стремлениям стали проводиться… такие требования и понятия, которых вовсе не было у нас в ходу. Теперь стали требовать от художника археологические, исторические, костюмные, вообще разные научные знания и подробности… Начали с изучения Византии, а кончили изучением всего русского». В 1872 г. уходит из Академии, считая «бесчестным занимать место, которое лишено всяких занятий и, следовательно, всякой пользы».
Последние двадцать лет своей жизни Гагарин был действительным и почетным членом Русского археологического общества. Он издавал альбомы орнаментов, печатал статьи о древнерусском искусстве. Из его литературных трудов необходимо выделить «Воспоминания о К. Брюллове», напечатанные еще в 1855 г. и не утратившие своего значения до настоящего времени.
Умер в 1893 г. в возрасте 83 лет.
Источник:
А. Савинов. Г. Гагарин. Изд-во «Государственная Третьяковская галерея», 1950 г.
А. Савинов. Григорий Григорьевич Гагарин. М. «Искусство». 1951.