Электронная библиотека Руниверс > Авторы

Циолковский Константин Эдуардович

Краткая библиографическая справка


Циолковский Константин Эдуардович 

[5(17).9.1857, с. Ижевское, ныне Рязанской области, — 19.9.1935, Калуга], русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики. Родился в семье лесничего. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух: глухота не позволила продолжать учёбу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся первые научные исследования Ц. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880—81 написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа «Механика животного организма» (те же годы) получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Ц. был принят в Русское физико-химическое общество.

Основные работы Ц. после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. С 1896 Ц. систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Октябрьской революции 1917 он много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.

Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой (см. Воздухоплавание). Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Ц. не был поддержан: автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение Ц. в Генеральный штаб рус. армии также не имело успеха. В 1892 Ц. переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области — созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Ц. принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан, или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15—18 лет. В аэроплане Ц. крылья имеют толстый профиль с округлённой передней кромкой, а фюзеляж — обтекаемую форму. Ц. построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел. Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания Ц. не имел ни средств, ни даже моральной поддержки. Много лет спустя, уже в советское время, в 1932 он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями.

Важнейшие научные результаты получены Ц. в теории движения ракет (ракетодинамике). Мысли об их использовании в космосе высказывались Ц. ещё в 1883, однако создание им математически строгой теории реактивного движения относится к 1896. Только в 1903 ему удалось опубликовать часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений. В этой статье и последовавших продолжениях её (1911, 1914) он заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя (ЖРД). Рассмотрение практической задачи прямолинейного движения ракеты привело Ц. к решению новых проблем механики тел переменной массы. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926—29 Ц. разработал теорию многоступенчатых ракет (см. Составная ракета). Он первым решил задачу о движении ракеты (см. Циолковского формула) в неоднородном поле тяготения и рассмотрел (приближённо) влияние атмосферы на полёт ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.

Ц. — основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли (ИСЗ) — и высказал идею создания околоземных станций (см. Орбитальная станция) как искусственных поселений, использующих энергию Солнца и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полётах. Ц. написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве и др.

Ц. выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории её центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического корабля (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; насосная система подачи компонентов топлива (для уменьшения массы двигательной установки); оптимальные траектории спуска космического аппарата при возвращении из космоса и др. В области ракетных топлив Ц. исследовал большое число различных окислителей и горячих для ЖРД; рекомендовал следующие топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами и др.

Ц. — первый идеолог и теоретик освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землёй мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох. Ц. — автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в др. областях знаний: лингвистике, биологии и др.

При Советской власти условия жизни и работы Ц. радикально изменились. Ц. была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности. Его труды в огромной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и др. странах. За «Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР» Ц. в 1932 награжден орденом Трудового Красного Знамени. В связи со 100-летием со дня рождения Ц. в 1954 АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт в Калуге, Московский авиационный технологический институт. Именем Ц. название кратер на Луне.

Соч.: Собр. соч., т. 1—4, М., 1951—64; Избр. труды, кн. 1—2, Л., 1934; Труды по ракетной технике, М., 1947; в кн.: Пионеры ракетной техники. Кибальчич, Циолковский, Цандер, Кондратюк. Избр. труды, М., 1964.

Лит.: Юрьев Б. Н., Жизнь и деятельность К. Э. Циолковского, в кн.: Труды по истории техники, в. 1, М., 1952; Космодемьянский А. А., К. Э. Циолковский — основоположник современной ракетодинамики, там же; его же, Константин Эдуардович Циолковский, в кн.: Люди русской науки, с предисл. и вступ. ст. академик С. И. Вавилова, т. 2, М. — Л., 1948 (имеется список трудов Ц. и лит. о нём); его же, Константин Эдуардович Циолковский, М., 1976; Впереди своего века, М., 1970; Арлазоров М. С., Циолковский, Тула, 1977.

А. А. Космодемьянский. 

Большая советская энциклопедия, 1969 — 1978 гг, в 30 томах. 

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович 

(17 сент. 1857 – 19 сент. 1935) – рус. мыслитель и ученый, основатель отечеств. космонавтики и ракетоплавания. В 1880 экстерном получает диплом учителя математики и по 1920 работает в школах гг. Боровска и Калуги. Ц. научно обосновал применение реактивного принципа для полетов в мировом пространстве и возможность достижения космич. скоростей, создал теорию прямолинейного движения ракет (см. его классич. труд "Исследование мировых пространств реактивными приборами", опубл. в 1903 и многократно дополняемый впоследствии), дал математич. разработку идеи многоступенчатых ракет ("Космические ракетные поезда", Калуга, 1929). В конце 20-х гг. Ц. приобретает мировую известность и становится признанным главой нового науч. направления – ракетодинамики и астронавтики. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Наряду с науч.-технич. аспектами освоения космоса Ц. в философско-худож. эссе, часть к-рых была издана в Калуге самим автором, а большинство хранится в архиве ученого (Моск. отдел. Архива АН СССР, ф. 555, оп. 1, ед. хр. 369–557), разрабатывал "космическую философию" – собств. вариант натурфилософии. Центр. ее доктрину Ц. назвал "монизмом", противопоставляя ее как религ. дуализму с его разделением бытия на "посюстороннее" и "потустороннее", так и "пессимистическому" материализму, не отвечающему, по мнению мыслителя, на вопрос о вселенском смысле и целях жизни. Хотя Ц. представлялось, что его мысль не выходит за рамки позитивных наук, его учение является своеобразным сплавом естеств.-науч. эволюционизма и, с др. стороны, буддистских идей и элементов теософии. Исходя из посылки панпсихизма: абсолютно неживой и бесчувств. материи не существует, можно говорить лишь о разных степенях жизн. чувствительности неорганической и органич. материи, – Ц. выдвигает идею "атома" как элементарного существа, перекликающуюся скорее с монадологией А. Козлова, а также Н. Бугаева (и вообще воззрениями моск. физико-математич. школы, 1880–1917), чем с представлением о физич. атомах, подверженных естеств. распаду. "Атомы" Ц. бессмертны и претерпевают различ. судьбы, путешествуя от одного конгломерата или организма к другому (ср. также с учением о переселении душ). В т.ч. и человеч. организм Ц. считал гос-вом атомов и, поскольку распадаются не сами атомы, а лишь временные их ассоциации, настаивал на том, что смерть есть иллюзия эгоистической человеч. эмоциональности. Как раз в этом пункте Ц. видел превосходство своей научно фундированной оптимистич. доктрины над "обычным" материализмом и над неосновательными религ. утешениями. Из этого имперсоналистич. "монизма" вытекает этич. построение Ц. (детально разработанное им под названием "космической этики" на случай контакта с инопланетянами, см., напр., "Научная этика", Калуга, 1930). Ц. – эвдемонист и апеллирует к разумному эгоизму: "истинное себялюбие" состоит в заботе о будущности своих атомов и, значит, – обо всем мировом целом, в к-ром они рассеются после исчезновения их обладателя. Обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к нравств. круговой поруке. Добром является все то, что гарантирует блаженство атомов во вселенной и пресекает возможности их неблагоприятных "переселений". Такие условия в космосе создаются сложными благоустроенными организмами с высокоразвитым разумом; поэтому процессы стратификации и усложнения во вселенной являются, по Ц., благом, а процессы нивелировки и упрощения – злом. Т.о., представления о добре и зле получают у Ц. онтологич. обоснование. Представляя эволюцию космоса циклически, Ц. выступал против выводов о тепловой смерти вселенной из энтропийного постулата Клаузиуса (см. труд Ц. "Второе начало термодинамики", Калуга, 1914). Он высказал предположение об обратимости физич. явлений, родственное мифо-филос. концепции "вечного возвращения", известной еще со времен Гераклита, и вместе с тем предвосхищающее совр. научно-космологич. теорию "пульсирующей вселенной". Смысл каждого эволюц. цикла заключен в процессе образования все более совершенных ассоциаций, от химич. элементов до разнообразных разумных существ на многочисл. планетных системах. Творч. потенции Ц. чаще всего приписывает самой материи (жизни и "игре" атомов), но иногда в духе теизма постулирует "Причину космоса" (Калуга, 1925), стоящую над миром и созидающую его. Наличное состояние космоса свидетельствует, по мнению Ц., о торжестве творческих "антиэнтропийных" сил жизни и разума над уравнительными энтропийными тенденциями и над тягой космич. материи к абс. организации, что означало бы "конец мира". Здесь Ц. выступает как предшественник нек-рых идей кибернетики (созвучных и др. рус. мыслителю Флоренскому). Разумные существа, к-рыми населен космос, по гипотезе Ц., давно уже взяли на себя ответственность за ход эволюции. Руководствуясь императивом космич. этики, они почти повсеместно колонизировали космос, искоренили неперспективные формы жизни и насадили совершенные. В космосе положительно преобладает счастье. Земля с ее муками биологич. и социального развития является одним из немногочисл. исключений, своего рода генетич. заповедником для естеств. обновления жизн. форм, так что участь нашей Земли хоть и трудна, но особо почетна.
Ц. был первым идеологом и теоретиком космич. экспансии человечества. Когда человечество, к-рое пока недалеко ушло от животных, осознает свое скромное место на эволюц. лестнице и отставание от разумной жизни в космосе, оно преобразует Землю и самого себя. Параллельно с огромным числ. возрастанием человечества будет земледельчески освоена вся земная и океанская территория, истреблены дикорастущие растения и (из сострадания, а также из опасения дурных переселений атомов) высшие животные, использована в индустриальных целях толща земной атмосферы, а в дальнейшем земное вещество обратится в пром. сырье для космич. колоний с более благоприятными, чем на Земле, условиями для разумного творчества. Т.о., выйдя из своей колыбели – Земли, зрелое человечество истратит ее по кускам. В виде отдаленной цели перед Ц. маячила полная перестройка биохимич. природы порожденных Землей мыслящих существ – образование разумного животно-растения, парящего в эфирном околосолнечном пространстве и питающегося непосредственно солнечными лучами (путем фотосинтеза, т.е. максимально независимого от среды обитания). Здесь, кроме научно-философского, нужно указать на жизн. источник радик. устремлений Ц.: катастрофичность эпохи и крайне неблагоприятные условия личного существования в провинц. Калуге, длившиеся вплоть до нач. 20-х гг., рождали напряженную мечту об избавлении от ужасов земного бытия и быта. К этой же цели избавления от страданий направлено раннее учение Ц. о "деятельной нирване" ("Нирвана", Калуга, 1914).
Свои социальные проекты Ц. ставит в зависимость от намеченных им планетарных преобразований. Он создает проекты консолидации и новой административно-хоз. организации человечества – централизов. управления, трудовых армий, строжайшей нравств. дисциплины и регламентации, евгенич. мероприятий, общечеловеч. азбуки. После него остались планы общежитий типа фаланстера социалистов-утопистов, но вместе с тем он считал обладание земельным наделом непременным условием личной независимости. В целом, в его социальных утопиях причудливо смешались черты платоновского "Государства", идеальной крест. общины народников, "философии общего дела" Федорова. Руководителем людей в этих преобразованиях должен, по Ц., стать разум, воплощенный в великих учителях человечества – "гениях" (эмоции для Ц. являются, в противовес разуму, досадной отвлекающей помехой на пути к совершенству; отсюда его неприязнь к расслабляющему и анархич. влиянию музыки). В числе "гениев" Ц. называл Будду, Сократа, Христа, мн. мыслителей и творцов нового времени.
Несмотря на противоречивость своих истоков, "космич. философия" Ц. остается в истории человеч. мысли как первая попытка систематич. изложения проблем, характерных для начала "космической эры": выяснение места разума и творчества в мировом целом, их связи с представлениями о смысле жизни.

Соч.: Собр. соч., т. 1–4, М., 1951–64; Избр. тр., М., 1962 (имеется библ.); Горе и гений, Калуга, 1916; Будущее Земли и человечества, Калуга, 1928; Любовь к самому себе, или истинное себялюбие, Калуга, 1928; Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы, Калуга, 1928; Обществ. организация человечества, Калуга, 1928; Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение, Калуга, 1929; Ум и страсти, Калуга, 1928; Рукописные материалы К. Э. Ц., М., 1966 (Тр. Архива АН СССР, вып. 22).

Лит.: Брюханов В. Α., Мировоззрение К. Э. Ц. и его научно-технич. творчество, М., 1959; Гвай И. И., О малоизвестной гипотезе Ц., Калуга, 1959; Кольченко И. А. и Платонов К. К., Ц. как мыслитель, в кн.: Труды 2-х чтений, посвящ. развитию идей и изучению творч. наследия Ц., М., 1968; Кольченко И. А., Ц. о судьбе человечества в Космосе, в кн.: Труды 3-х чтений..., М., 1969; Голованов Л. В., Ц. и Фёдоров, там же.

И. Роднянская. Москва. (В статье использованы материалы И. Кольченко.)

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. 

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович 

[5(17).9. 1857, с. Ижевское, ныне Рязанской обл., — 19.9.1935, Калуга], рус. Мыслитель И учёный, обосновавший применение реактивного принципа для полётов в мировом пространстве и создавший новое науч. направление — ракетодинамику и астронавтику. Наряду с науч.-тех-нич. аспектами освоения космоса Ц. в филос.художеств. ассе (отчасти изданных в Калуге самим автором, а гл. обр. хранящихся в архиве учёного) разрабатывал «космич. философию» — монизм, противополагаемый им как религ. дуализму духа и тела, так и «пессимистич.» материализму, не отвечающему, По мнению Ц., на вопрос о вселенских целях жизни. Исходя из предпосылки относит. жизненной чувствительности и одушевлённости всех форм и ступеней материи, Ц. строил свою мо-нистич. доктрину вокруг идеи «атома» — бессмертного элементарного существа, К-рое претерпевает различные судьбы, путешествуя из одного конгломерата или организма К другому (ср. с инд. и теософскими учениями о переселении душ). Отсюда же вытекает «космич. этика» Ц.: обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа К нравств. круговой поруке и к заботе о мировом целом, где атомы рассеиваются и курсируют после исчезновения их обладателя. Объективным добром «Космич. этика» признаёт процессы усложнения и стратификации во Вселенной, поскольку блаженство атомов обеспечивается их пребыванием в сложных, благоустроенных организмах. Наличное состояние космоса свидетельствует, по Ц., о торжестве творческих, анти-энтропийных, сил жизни и разума над уравнит., энтропийными, тенденциями и над тягой материи к абс. организации, что означало бы «конец мира». С этой т. зр. космологич. процесс предстает у Ц. как ряд циклич. усовершенствований бытия. Разумные существа, населяющие, по Ц., Вселенную, давно наладили благополучный ход космич. эволюции, а Земля с её муками биологич. и социального становления оставлена ими как своего рода заповедник для естеств. обновления жизненных форм, и участь Земли исключительна.
Ц. был энтузиастом и идеологом космич. расселения человечества в Солнечной системе и др. звёздных мирах; в отдалённом будущем предполагалась полная биохимич. перестройка обитателей Земли и превращение их в разумные «животно-растения», непосредственно перерабатывающие солнечную энергию; т. о. носители разума в будущем максимально эмансипируются от среды обитания.
Космич. утопия Ц. (которую можно рассматривать в руслет. н. рус. космизма в связи с идеями В. И. ВернадскогоА. Л. Чижевского и др.) — первая попытка систематич. изложения проблем, характерных для начала «космич. эры»: о месте разума в мировом целом, о его ответственности за Землю и Вселенную; в ней предвосхищены некоторые совр. космологич. теории и Кибернетич. идеи.

Собр. соч., Т. 1—4, М., 1951—64; Избр. тр., М., 1962 (лит.); Горе и гений, Калуга, 1916; Будущее Земли и человечества, Калуга, 1928; Любовь к самому себе, или Истинное себялюбие, Калуга, 1928; Воля Вселенной. Неизвестные разумные Силы Калуга, 1928; Обществ. организация человечества, Калуга, 1928; Ум и страсти, Калуга, 1928; Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение, Калуга, 1929; Рукописные материалы К. Э. Ц., М., I960 (Тр. Архива АН СССР, в. 22). Брюханов В. А., Мировоззрение К. Э. Ц.. и его научно-технич. творчество, М., 1959; Труды Вторых чтений, посвященных развитию идей и изучению творч. наследия Ц., М., 1968; Труды Третьих чтений..., M., 1969.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. ИльичёвП. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. 


ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович 

[5(17) сентября 1857, с. Ижевское Рязанской губ. — 19 сентября 1935, Калуга] — русский ученый, изобретатель, основоположник космонавтики, представитель русского космизма.
С 1869 по 1873 обучался в гимназии, затем из-за сильной потери слуха (после перенесенной скарлатины) занимался самообразованием. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя уездных училищ. С 1880 преподавал в Боровске, в 1892 переезжает в Калугу, где преподает в ряде училищ и трудовой школе (до 1921). В 1924 избран почетным профессором Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Научные интересы Циолковского охватывали множество проблем. Наибольшее значение помимо космонавтики имеют его исследования по аэродинамике, ракетодинамике, терии самолета и дирижабля, космической медицине, социологии и футурологии. Космическая философия Циолковского — мировоззренческая система, включающая подробно разработанную метафизику и этику, тогда• как проблемам теории познания в ней уделялось сравнительно мало внимания. В космической философии синтезированы разнообразные системы западной (Платон, Демокрит, Лейбниц, Бюхнер и др.) и восточной, преимущественно эзотерической, мысли, что обусловило ее глубокую антиномичность. Разрабатывая идею “первопричины”, или “причины” Вселенной, Циолковский приписывал ей свойства, обычно рассматриваемые как атрибуты Бога (теизм). Но божественность он приписывал и космосу (пантеизм). Богами (различных рангов) Циолковский считал могущественных представителей космического разума — “президентов” планет, галактик, метагалактик (“эфирных островов”). Его исходный принцип — атомистический панпсихизм. Основа мира — “атомы-духи” как элементы метафизической субстанции. Это простейшие “существа”, обладающие “чувствительностью”. Именно “атомы-духи” — подлинные граждане Вселенной, тогда как человек, подобно всякому животному, — “союз” таких атомов, живущих “в согласии” друг с другом. Важнейшую роль в космической философии играют также принципы монизма, бесконечности, эволюции, антропный принцип. “Смысл” Вселенной Циолковский видел в стремлении материи к самоорганизации, возникновении высокоразвитых форм космического разума, способных к преобразованиям космоса с целью решения глобальных проблем. Для освоения космоса необходимо вмешательство в эволюцию вида homo sapiens, совершенствование биологической природы человека путем естественного и искусственного отбора.

Соч.: Собр. соч., т. 1—4. M., 1951—64; Избр. труды. M., 1962; Промышленное освоение космоса. М., 1989; Очерки о Вселенной. М., 1992.

Лит.: Космодемьянский А. А. Константин Эдуардович Циолковский. М., 1976; Чижевский А. Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским (воспоминания). М., 1995; Казютинский В. В. Космическая философия К. Э. Циолковского.— В кн.: Философия русского космизма. М., 1996, с. 108-32. Архив: РАН, ф. 555.

В. В. Казютинский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. 

Книги

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"