Библиотека  > Электронная библиотека Руниверс > Тематический каталог

« Вернуться к списку томов

Оглавление

  • Период III. Философия Александрийская в сближении с религией своего времени 9
    • Происхождение александрийского синкретизма и его виды 9
      • I. Религиозный синкретизм, или религия знания, как третий момент религии личности 13
      • Общее понятие о нем и его направления 13
        • А. Религия знания с перевесом западного элемента: 22
          • а) Религиозные понятия в соединении с Пифагореизмом: 22
            • аа) Аполлоний тианский 23
            • бб) Модерат и Никомах 26
          • б) Религиозные понятия в соединении с Платонизмом 28
            • аа) Плутарх 29
            • бб) Нумений 38
          • .
        • Б. Религия знания с перевесом восточного элемента 47
          • а) Гностицизм 47
          • Общие черты его и главные представители: 49
          • 1. Симон Самаритянин, предвестник гностицизма 52
          • 2. Гностики сирийские 56
            • аа) Сатурнин 56
            • бб) Вардесан 59
          • 3. Гностики египетские 63
            • аа) Василид 63
            • бб) Валентин 68
            • вв) Офиты 80
          • .
        • б) Каббала 93
      • II. Философский синкретизм 118
        • Главные его направления 122
          • А. Перевес восточного элемента над западным: 123
            • Философия Филона 123
          • Б.Перевес элемента западного над восточным 147
            • Философия Неоплатоников 147
            • а) Преобладание в этой Философии умозрительного интереса над положительным: Философия Платона 149
              • 1. Мир сверхчувственный 151
                • 1) Первосущество 152
                • 2) Nove, дух и мысль 160
                • 3) Душа 165
              • 2. Мир явлений 170
                • 1) Мир явлений, рассматриваемый в своей общей сущностти 170
                • 2) Части мира 179
                • 3) Человек 183
                  • 11) в состоянии предсуществования 183
                  • 22) во временной жизни 185
                  • 33) возврат души из чувственного мира в сверхчувственный 189
                • .
              • 3. Возвышение духа от мира явлений в мир сверхчувственный 192
                • 1) Цель человеческой деятельности 192
                • 2) Деятельность нравственная 194
                • 3) О религии, как вспомагательном средстве нравственной деятельности 203
              • .
            • б) Обращение к практическо-религиозному интересу 226
              • аа) Порфирий 226
              • бб) Ямблих и его школа 241
            • в) Возвращение к строгой науке. Прокл 251
            • Суждение о Философии Неоплатоников 275
          • .
        • .
      • III. Общий взгляд на характер Философии третьего периода 290
        • а) Отношение ее к религии своего времени 290
        • б) Отношение в ней между мыслью и бытием 298
        • в) Главная способности духа участвовавшая в ее развитии 301
        • г) Мыслимое бытие в понимании Философии александрийской, ее существенная мысль и отношение ее к жизни современного человечества 305
        • д) Господствующий прием мышления в Философии александрийской 308
      • IV. Заключительный взгляд на постепенное развитие языческих верований и философских учений древнего мира 310
        • Необходимость определенной цели, к которой стремилось развитие религиозных верований и философских учений 310
        • Установление цели развития религии и Философии 311
        • Отрицательный результат, достигнутый естественной религией и языческой Философией 313
        • Необходимость достижения положительного результата, и отсюда потребность - обзор религии и Философии языческого мира дополнить взглядом на развитие иудейства 317
        • Язычество и иудейство, как две великие категории древних народов. Общий характер того и другого 318
        • Различие в способе развития язычества и иудейства 319
        • Идея Бога в иудействе 320
        • Значение моисеева законодательства относительно естесственной стороны бытия 320
        • Переход иудейского народа от богосознания к самосознанию 322
        • Пророчество сравнительно с языческой Философией 322
        • Идея искупления и мессианизма в пророчестве, как идея осуществления мировой цели 323
        • Самоуглубление индивидумов и преобразование жизни по сознанной идее 325
        • Двоякое направление в этом стремлении к субъективному преобразованию жизни 326
        • Основание этого двойства, выражавшегося в действе Фарисеизмом и СаддукеизмомЮ как в Греции - Стоицизмом и Эпикуреизмом 327
        • Фарисеизм 328
        • Саддукеизм 331
        • Несовместимость Фарисеизма и Саддукеизма, как в Греции - Стоицизма и Эпикуреизма 333
        • Ессенизм, соответствующий Неоплатонизму 334
        • Сближение духа иудее и язычников 335
        • Значение в этом отношении спорадической жизни Греков и Иудее и перевода ветхозаветных книг на греческий язык 336
        • Совместный взгляд на иудейство и язычество в их духовном сторическом развитии 337
        • Первый период: происхождение народов, как органов преобладающей всеобщей силы 338
        • Второй период: взаимоопределение всеобщего и частного 339
        • Третий период: стремление субъекта к осуществлению единства безусловного и субъективного духа 340
        • Недостижимость этого стремления ни у Стоиков и Эпикурейцев, ни у Фарисеев и Садукеев. Отсюда 341
        • Томление по Безконечном в Неоплатонизм и Ессенизм 342
        • Значение этого томления, как готовности человечества к сближению с Безусловным 342
        • Достижение положительной цели всегоо духовного развития религиозного и философского, языческого и иудейского в пришествии на на землю Богочеловека 342
      • V. Прибавление 345
        • 1-е: Обзор постепенного развития Философии в мире христианском 345
        • 2-е Несколько слов в ответ на рецензию I-ой части этого сочинения, помещенную в Современнике 393
Читать книгу
Читать книгу
Оглавление

Скачать

Скачать с Torrent

Новицкий Орест Маркович

Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований. Часть IV. Религия и философия Александрийского периода

Оригинальное название: Постепенное развитiе древнихъ философскихъ ученiй въ связи съ развитiемъ языческихъ вѣрованiй. Часть IV. Религiя и философiя Александрiйскаго периода

Издательство: Университетская Типография

Место издания: Киев

Год издания: 1861

Количество страниц: 412 с.

Рубрики: Русская философия

Орест Маркович Новицкий - писатель (1806 - 1884), магистр Киевской духовной академии, был профессором философии университета святого Владимира. Прот. Георгий Флоровский в "Пути Русского Богословия" отмечает, что Новицкий "пишет первую историю древней философии по-русски, — «Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований» (четыре тома, 1860–1862). Написанная по источникам, эта книга и до сих пор сохраняет известную живость".

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.