Библиотека  > Электронная библиотека Руниверс > Тематический каталог

Оглавление

  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 17
    • ГЛАВА I. — Социологическая точка зрения. Материализм 17
      • 1. История философии - 2. Цель и характер настоящего труда. - 3. Философия в нашу эпоху и роль социологии. - 4. Maтеpиaлизм в наше время 17
    • ГЛАВА II. Идеализм 37
      • 1. Сущность идеализма. — 2. Три оттенка древнего идеализма (Сократ, Платон, Аристотель). — 3. Схоластина. Арабская философия. — 4. Неверная оценка схоластики. — 5. Параллелизм в исторических судьбах материализма и идеализма. — 6. Расцвет идеализма в XVII веке. — 7. Декарт и Спиноза. — 8. Монизм, плурализм и дуализм. - 9. Лейбниц. Бервелей. — 10. Кант и новая философия. — 11. Гипотеза в старой философи. — 12. Три типа метафизических гипотез. — 13. Метафизичесий идеализм Канта. — 14. Идеализм после Канта. Гегель. — 15. Шопенгауер и значение идеалистического пессимизма 37
    • ГЛАВА III. Материализм, Идеализм, Сенсуализм 88
      • 1. Общий взгляд на значение материализма и идеализма. — 2. Основы классификации философских систем прошедшего. — 3. Связь этой классификации с классификацией знания. — 4. Tpетий член философской классификации — сенсуализмъ. — 5. Значение этого термина и точное определение сенсуалистичесвой философии. 6. Ошибка ученых и заблуждение философов. — 7. Два направления в сенсуализм. Преобладание психологических задач. Разграничение с идеализмом. — 8. Неоднородность философских доктрин. — 9. Сенсуализм и физиология мозга. Метафизика и социология. — 10. Характер влияния различных направлений метафизики на различные отделы положительного знания. — 11. Влияние сенсуализма на развитие описательной психолопи и на первые шаги в области социологии. — 12. Ошибочность обычного взгляда на отношения между материализмом, идеализмом и сенсуализмом. — 13. Запоздалый характер развития сенсуализма и причина этого явления. — 14. Развитие сенсуализма и развитие биологии. — 15. Научные стремления материализма и сенсуализма. Точка зрения идеала 88
    • ГЛАВА IV. — Сенсуализм. Первая фаза развития 120
      • 1. Общий характер древнего сенсуализма. — 2. Софисты. Протагор. — 3. Сенсуалистические стремления в раннем материализме и идеализме. — 4. Аристотель и объективный метод. — 5. Связь сенсуализма с этим методом и с особым значением, приобретенным в метафизике Teopией познавания. — 6. Философское сомнение и логическое родство его с сенсуализмом. — 7. Древние скептики. Сенсуалистическая окраска их основных точек зрения. — 8. Сенсуалистический материализм школы Эпикура. — 9. Стоики и их философия здравого смысла. — 10. Позднейшие академики. Акаталепсия или агностицизм древнего мира. — 11. Сенсуализм в средние века. — 12. Философия Бэкона. — 13. Cogitata et Visa. Novum Organon. — 14. К какому типу философии прошедшего принадлежитъ миропонимание Бэкона? 120
    • ГЛАВА V. Сенсуализм. Эпоха расцвета: Локк и Юм 153
      • 1. Сенсуалистический субъективизм Локка. Борьба с материализмом и идеализмом. — 2. Teopия двойного происхождения идей и вопрос об основном психическом свойстве. — 3. Юм и его Bлияние на Канта. — 4. Психология и Teopия познавания. — 5. Антропология Юма и автропология идеалистов Деварта и Канта. — 6. Социологические взгляды Юма. — 7. Теория причинности. — 8. Сенсуалнстическая двусторонность скептицизма Юма. — 9. Teopия непознаваемого или агностицизм. — 10. Общий метафизический характер философии Юма. — 11. Значение Юма для современной философии 153
    • ГЛАВА VI. Сенсуализм. Позднейшая эволюция 185
      • 1. Логическая независивмость сенсуализма от других систем. — 2. Bлияние на английский материализм. — 3. Скептический или критический идеализм. — 4. Школа нравственной философии. — 5. Шотландская школа «здравого смысла». — 6. Сенсуализм и материализм во Франции XVIII-го века. — 7. Кондильяк. — 8. Дестют де Траси. — 9. Кабанис. — 10. Научный попытки в области психологии и социологии. — 11. Френологическая гипотеза Галля. Другие заслуги его. — 12. Тюрго в Кондорсэ. — 13. Сенсуализм в остальной Европе и преимущественно в Италии. — 14. Развитие материализма и сенсуализма в связи с успехами обществоведения. — 15. Роль сенсуализма в наши дни 185
    • ГЛАВА VII. — Разновидности трех типов философии прошедшего и смешанные сметены. Первые проблески философии знания 212
      • 1. Отвлеченный характер наших типов. — 2. Общее свойство научных классификаций метафизических систем.— 3. Недостатки господствующей номенклатуры. — 4. Примеры. Эмпиризм и априоризм. Догматизм и скептицизм. Монизм и плурализм (дуализм). — 5. Смешанные системы. Философcкиe компромисы нашей эпоха. — 6. Упадок метафизики и возникновение научной философии. Методологический прогресс. Особые заслуги в этом отношении Декарта и Гоббса. — 7. Исторический позитивизм 212
    • ГЛАВА VIII. — К общей характеристике философии прошедшего 232
      • 1. Отрицательные стороны метафизики. — 2. Односторонность точек исхода. — 3. Медленный ход развития. — 4. Явления «повторности». — 5. Заблуждения в области метода. — 6. Смешение общего с частным, абстрактного с конкретным, фиктивного с реальным. Ложная постановка вопросов. Частое мышление. — 7. Объяснение неизвестных явлений. Иллюзии обыденного мышления. — 8. Реальная аналогия. Антропоморфизм. Обратное заблуждение естествоиспытателей.
  • — 9. Дедуктивный и aприорный методы. Сходство их и различие. — 10. Методъ и теория познавания. Основное единство метода во всех направлениях метафизики. — 11. Светлые стороны в прошедшем философии. Влияние положительного знания. Историческая необходимость метафизики. — 12. Актив и пассив метафизики. — 13. Социологическая роль метафизических систем, как критерий их историко - философского значения. — 14. Эмпирические законы развития метафизических учений и общий или теоретический закон эволюции философской мысли. Философия, как сложная функция суммы знаний в других условий данной цивилизации. Коренное различие между метафизикой и научной философией. — 15. Современный философский кризис. Два господствующих мнения. Философия, как общее дополнение частного знания, и философия, как специальная наука об общих концептах человеческого ума. Философия, как миропонимание 232
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ВЫВОДЫ 261
    • ГЛАВА I. — Социологическое объяснение общего хода развития философии до нашей эпохи. Закон трех типов метафизики и общий (динамический) закон развития философии 261
      • 1. Гипотетические элементы моей теории. — 2. Параллельное изучение ряда наук и ряда типичных форм философии. — 3. Исторические границы принятого деления. — 4. Фиктивная независимость метафизики от специальных наук. — 5. Социологическое объяснение развития философии. Закон трех типов метафизики и его различные формулы. — 6. Индуктивное распространение закона трех типов. Закон соотношения между наукой и философией. — 7. Незнание и гипотеза. Монизм науки и монизм метафизики. — 8. Практическое значение наших формул 261
    • ГЛАВА II. — Закон соотношени между науками и философией и закон трех состояний 277
      • 1. Различные толкования закона Конта, в зависимости от трех возможных гипотез по вопросу о причинной связи между состоянием философских и состоянием научных понятий в каждую эпоху. — 2. Ближайшая в формуле Конта социологическая гипотеза. Неосновательность ее. — 3. Обратная социологическая гипотеза. Причины ее превосходства. — 4. Психологическая гипотеза. Ее недостатки. — 5. Неправильная терминология. Необходимые поправки. Мысль научная и мысль философская. — 6. Малочисленность научных понятий в первой эпохи истории. Отсутствие прямой генетической связи между научным миропониманием и предшествовавшими ему фазами философской мысли. — 7. Эмпирический характер формулы Конта. Теоретическое объяснение закона трех состояний более общим законом соотношения между науками и философией 277
    • ГЛАВА III. — Возражение против закона Конта 295
      • 1. Две основные группы возражений. — 2. Сверхъестественное вмешательство, концент лежащих за пределами чувственного опыта сущностей и понятие об естественном законе. — 3. Множественность сущностей и дуализм родовых абстрактных сущностей и их конкретных проявлений. — 4. Учение о непознаваемом. — 5. Два основных недоразумения. Ограниченность наших познавательных средств и относительность наших знаний, как факты психологии и как элементы общей, или философской гипотезы. — 6. Стремление в познание первых и конечных причин явлений, как признак, дифференцирующий всякую философиЮ от всякаго положительнаго знания. Отрицание возможности другой философии, кроме метафизической. — 7. Завон трех состояний, как последовательная смена общих или философских методов. Философская точка зрения, основанная на широком применении гипотезы, и философская же точка зрения, опирающаяся на научно-проверенные факты и отношения 295
    • ГЛАВА IV. Закон трех состояний и гипотетический метод в философии и науке 311
      • 1. Взгляд Конта на роль философской гипотезы в науке. — 2. Произвольный характер объяснения Конта. — 3. Две параллельные последовательности. Закон, управляющий научной эволюцией и эмпирический закон, управляющий эволюцией философской. — 4. Философские гипотезы. — 5. Hayчные гипотезы. — 6. Эволюция научной мысли, как социологическое условие эволюции мысли философской. Совместное существование теологий, метафизических систем и положительных наук. Потребность знания и потребность миропонимания. — 7. Процесс дифференцирования главных разрядов наших понятий. Методологические последствия антагонизма между наукой и философией. — 8. «Научное» и «ненаучное» в области науки и в области философии. Синтетическое единство метода в обеих сферах. Единство метода аналитическое 311
    • ГЛАВА V. — Психологическое объяснение общего хода развития философии 324
      • 1. Сущность психологического способа объяснения. — 2. Роль «теории познавания» в метафизических системах. Первая фаза развития психологии. — 3. Превращение элементарной психологической задачи в краеугольный камень систематического понимания природы. Наивный реализм древних. Реализм, идеализм и реальный идеализм. — 4. Новейшие попытки объяснения общего хода развития философии, начиная с Гегеля и кончая Льюисом и Спенсером. Эволюционная схема Вайингера. — 5. «Что существует действительно?» Классификация воззрений различных школ на реальное бытие и эволюция соответствующих мироразумений. — 6. Исходная точка эволюции: главный или «данный» ряд воззрений на реальное и сумма наличного опыта человечества. Вторая фаза — производный ряд реальных элементов: субстраты, силы и субстанций. Третья фаза: чистое мышление и метафизика общих концептов. Четвертая фаза: ens realissimum, абсолютное бытие и философия тожества. Пятая фаза: абсолютный нуль мистического и философского нигилизма. Два выхода: пессимистический квиэтизм и возвращение к ряду опытных данных — позитивизм. — 7. Возражения против психологического объяснения истории философии. Различные взгляды на психологию и логические последствии их. Метафизический характер психологического объяснения. Отвлечение от одной субстанции и отрицание всех остальных. Психологическое объяснение, как сенсуалистическая теория 324
  • ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ФИЛОСОФИЯ ПРОШЕДШЕГО И ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ НАУК 357
    • ГЛАВА I. — Философия прошедшего и супранатурализм 357
      • 1. Вопрос о взаимных отношениях и вероятной будущности трех умственных итогов социальной эволюции: супранатурализма, метафизики и науки. — 2. Постановка вопроса о супранатурализме. — 3. Супранатурализм, как философия давнопрошедшего и как миропонимание громадного большинства. Борьба народных масс с высшими классами. — 4. Единство миропонимания в первобытные времена и дуализм, сменивший это единство с первыми проблесками цивилизации. - 5. Взгляды Вольтера и Канта, Юма и Гоббса. — 6. Современные взгляды. — 7. Умственные победы народных масс. Значение таких нивелирующих реакций. — 8. Союз супранатурализма с метафи-зикой. Схоластика, как общий, не чуждый в нашей эпохе факт истоии мысли. Смешение субъективной необходимости с объективной и его последствий. — 9. Конкретная психологии. Теологическая и метафизическая иллюзия, как факты общественной эмбриологии. Мнение Ренана.— 10. Исторический нигилизм XVIII-гo века и идеалистическая реакция XIX-го. Супранатурализмъ, как могущественное орудие социальной дисциплины. Условия, при которых это миропонимание является, напротив того, разлагающим началом. — 11. Действительные и мнимые, воображаемые общественные заслуги супранатурализма. — 12. Условие, от которых зависят высокие цивилизующие свойства супранатурализма. — 13. Закон трех типов метафизики распространяется и на проявление супранатурализма. — 14. Анимизм и его специализация — антропоморфизм. — 15. Новое объяснение общего значения, в развитии философской мысли, трех главных направлений метафизики 357
    • ГЛАВА II. — Философия прошедшего и супранатурализм. (Окончание) 383
      • 1. Будущность супранатурализма. — 2. Два течения мнений. Связь одного из них с сенсуалистической теорией познавания. — 3. Две коренные ошибки в постановке вопроса. — 4. Социологические элементы задачи. — 5. Перенесение вопроса на несвойственную ему почву и последствие такого заблуждения. — 6. Мнимое упрощениe задачи. — 7. Значение общего научного закона. Закон соотношения и приложение его к вопросу о будущности супранатурализма. — 8. Постепенное ограничение сферы общественного действия супранатуралистических доктрин и постепенный упадок их значения. — 9. Другие стороны задачи. — 10. Перестановка элементов вопроса. Патологические и нормальные явления в жизни человеческих обществ. — 11. Общественные условия появления и существование супранатуралистических учений. — 12. Замечательный паралогизм. — 13. Непроверяемые иллюзии. — 14. Источники супранатуралистических гипотез. — 15. Bлияние наследственности, подбора, ассоциаций пред-ставлений и т. п. основных условий эволюции общественных организмов. Иллюзия скептиков и свободных мыслителей . — 16. Приспособление личности к социальной среде и последней к среде физической, как двоякий источник нравственных начал. Смешение области сверхъестественного с областью веры в идеализации действительности. — 17. Занимающий нас вопрос, как задача психосоциальной механики. — 18. Bеpa науки и вера в науку. Teopия супранатуралистических верований и история их. — 19. Совпадение наших выводов с выводами эволюционизма. — 20. Отрицание сверхъестественного, как точка исхода всякой метафизики. — 21. «Непознаваемое» философии и «непознаваемое» супранатурализма. «Непознаваемое» науки. — 22. Двойные софизмы и двойные гипотезы. — 23. Эмпирические и непроверяемые элементы общей гипотезы, лежащей в основе учения о непознаваемом и метафизического отрицания сверхъестественного. Историческая форма этого отрицания 383
    • ГЛАВA III. — Философия прошедшего и наука 436
      • 1. Постановка вопроса о будущем метафизики. — 2. Влияние философии на науку и науки на философию. — 3. Роль научного фактора. — 4. Необходимость специальных философий отвлеченных наук. — 5. Два параллельных течения в истории метафизики. Обращение метафизических систем в специальные философии более или менее значительных групп отвлеченных наук. Дальнейшая специализация. Постепенное замещение метафизики метапсихологией и металогикой. — 6. Условное значение полноты и единство метафизического миропонимание. — 7. Bлияние априорной философии на развитие специальных наук. — 8. Социологические ycловия научного прогресса. — 9. Медленное вымирание прежних типов философской мысли. — 10. Объективные и субъективные условия существования метафизики. — 11. Учение о непознаваемом в период процветания и во время упадка метафизики. — 12. Смешение «непознаваемого» с «несводимым». — 13. Защита априорной философии, как особого вида эстетического творчества. — 14. Процесс отвлечения в науке, философии и искусстве. Связь исвусства с наукою и философией. Основное различие между научным и философским творчеством и творчеством искусства. — 15. Остановка аналитического процесса мысли на низших ступенях его и обратный переход от общего в
  • индивидуальному. — 16. Метафизическое заблуждение и философская истина. — 17. Teopия истины заблуждения. — 18. Специальные науки, как источник метафизики и научной философии =ГЛАВА IV. — Заключениe. Генезис философии наук и значение современного движения в области философии (научно-философские системы нашей эпохи) ......... 485 436
    • 1. Научное миpoпoнимание. — 2. Различие между понятием о «развитии» и понятием об «установлении». Генезис отвлеченных наук. — 3. Ошибочность обычного взгляда на философию и ее отношение в науке. — 4. Научно-философские системы. — 5. Аподиктическая точка зрения. Позитивизм и его задачи. — 6. Идеальное, или абсолютное, и реальное, или условное и относительное единство явлений. — 7. Историческая точка зрения. Влияние закона метафизической односторонности (закона трех типов). — 8. Завершение ряда отвлеченных наук группою описательных отраслей знания и значение этого факта в эволюции философской мысли. —
  • 9. Методологическая точка зрения. Новейший материализм. — 10. Эклектические и охранительные стремления. Причины, обусловливающие колебание современной мысли. — 11. Философский язык. — 12. Условия образования отрицательных концептов. — 13. Научно-философские системы, как переходная ступень от метафизики к философии наук. — 14. Средства и цели в области философии. Всеобщая и специальная причинность 485
  • Примечание к части первой 523
  • Примечание к части второй 583
  • Примечание к части третьей 605
  • Алфавитный указатель имен 651
  • Читать книгу
    Читать книгу
    Оглавление

    Скачать

    Скачать с Torrent

    Де-Роберти де-Кастро де-ла Серда Евгений Валентинович

    Прошедшее философии

    Издательство: Тип. В.В. Исленьева

    Место издания: М.

    Год издания: 1887

    Количество страниц: 658 с.

    Рубрики: Русская философия
    Теги: История философии, Позитивизм, Социология

    Де-Роберти (Де-Роберти де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович (1843-1915) - философ-неопозитивист и социолог, в 1886 г. опубликовал двухтомный трактат "Прошедшее философии: опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли", который спустя год выпустил в новом, значительно сокращенном, "общедоступном", однотомном варианте. На основе "социологических законов" он пытается доказать неизбежность смены видения мира, основанного на теологии и метафизике, на научное мировоззрение. Глава Св. Синода К. Победоносцев потребовал применения в отношении позитивистских сочинений Де Роберти двойной цензуры - светской и духовной. В итоге "Прошедшее философии" и "Социология" с 1887 г. изымаются из государственных библиотек, их продажа запрещается, часть изъятых из книжных лавок тиражей уничтожается. Как отмечал историк отечественной цензуры М. Лемке, правительственная акция поставила Де Роберти в один ряд с Г. Спенсером, К, Марксом, Л. Уордом, III. Летурно и другими мыслителями, чьи сочинения оказались в России под запретом. После случившегося Де Роберти надолго уезжает в Париж и вступает там в "Общество социологии", которое впоследствии трансформировалось во французскую секцию созданного в 1893 г. Международного института социологии.

    Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
    Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
    Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
    О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
    Сообщить об ошибке
    Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
    ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"