Библиотека  > Электронная библиотека Руниверс > Тематический каталог

Оглавление

  • Предисловие 5
  • Глава I. Пажи до учреждения пажеского Ее Императорского Величества корпуса 9
  • Глава II. Учреждение пажеского Двора Ее Императорского Величества корпуса 25
  • Глава III. Пажеский корпус в царствование Императрицы Екатерины II и Павла I 33
  • Глава IV. Пажеский корпус в царствование Императора Александра Павловича 41
  • Глава V. Пажеский корпус в царствование Императора Николая Павловича 55
  • Глава VI. Пажеский корпус в царствование Императора Александра II 59
  • Список воспитанников пвжеского корпуса, отличившихся по выпуске в военных действиях и удостоенных орденом св. Георгия 109
  • Имена воспитанников убитых в сражениях и умерших от ран, написанные на мраморных досках в церкви 117
  • Доски, на коих написаны отличнейшие воспитанники 123
  • Список камер-пажей и пажей, выпущенным в офицеры и классными чинами с 1711-1875 год 129
Читать книгу
Читать книгу
Оглавление

Скачать

Скачать с Torrent

Материалы для истории пажеского Его Императорского Величества корпуса. 1711-1875

Оригинальное название: Матерiалы для исторiи пажескаго Его Императорскаго Величества корпуса. 1711-1875

Издательство: Тип. М.П. Фрица

Место издания: Киев

Год издания: 1876

Количество страниц: 264 с.

Рубрики: Военная история, Полковые истории

Автор работы, один из представителей известного дворянского рода графов Милорадовичей Григорий Александрович Милорадович (1834–1905) – генерал-лейтенант, сенатор, историк, выпускник Пажеского корпуса 1857 года, принимал участие в коронационных торжествах по случаю восшествия на престол Александра II. В своем предисловии к данной книге он отмечает, что Пажеский корпус, возникший в России как элитное учебное заведение при императорском дворе, до сих пор не получил своей истории, хотя миновал и свое 50-летие и столетие со времени основания.

Пажи при царском дворе впервые появились в России в 1711 году, после неудачного Прутского похода, ими назначались дети придворных и офицеров гвардии. После кончины Петра Великого на придворной церемониальной службе находились уже 14 пажей и 6 камер-пажей, из дворянских родов. Непосредственным же предшественником корпуса была Пажеская придворная школа, созданная указом от 5 апреля 1742 году. В конце своего царствования Елизавета Петровна повелела графу И.И. Шувалову подготовить проект статуса Пажеского корпуса. 25 октября (5 ноября по н.ст.) 1759 года корпус был учрежден и началось систематическое обучение пажей. В программу их обучения входило изучение немецкого, латинского и французского языков, физики, географии, геометрии, алгебры, фортификации, истории, геральдики. В штат Корпуса изначально составлял 9 камер-пажей и 40 пажей. Екатерина II в 1762 году своим указом запретила приём в корпус отроков недворянского происхождения, тогда же гофмейстером (директором) Пажеского Корпуса был назначен Ф. Ротштейн, а в 1779 году его сменил секунд-майор Ф. Н. Шевалье-де-Вильно, который находился на этом посту до 1797 года. В 1765 году знаменитым историографом Г.Ф. Миллером, была составлена новая программа обучения пажей. Они стали изучать математические и военные науки, философию, мораль, право, историю, географию, генеалогию, юриспруденцию, государственный церемониал, русский и иностранный языки, каллиграфию, а также верховую езду, танцы и фехтование.

В царствование Александра I была проведена серьезная реорганизация Пажеского корпуса и в 1802 году он был преобразован в элитное военно-учебное заведение, а в 1819 году был подчинен главному директору кадетских корпусов. При Николае I штат обучавшихся в Корпусе вырос до 150 человек, были изданы правила о порядке зачисления в пажи. В соответствии с ними в пажи зачислялись только дети лиц первых трех классов Табели о рангах (не ниже генерал-лейтенанта или тайного советника) и только по высочайшему повелению. Прием осуществлялся на основании строгих конкурсных вступительных экзаменов. Обучение длилось в течение семи лет, в том числе два года в специальных классах. Пажи, не удовлетворявшие требованиям перевода в специальные классы, увольнялись с правами окончивших военные гимназии. Окончившие специальные классы разделялись на четыре разряда по итогам обучения и выпускались: 1-й разряд – подпоручиками и корнетами в гвардию; 2-й разряд – подпоручиками или корнетами в армейские части с одним годом старшинства; 3-й разряд – теми же чинами в армию без старшинства; 4-й разряд – унтер-офицерами в армию на шесть месяцев с дальнейшим производством в офицеры. Преподавание в Корпусе велось на высоком уровне. Там читали курс не только корпусные преподаватели, но и профессура университета и высших военно-учебных заведений Петербурга. Так, артиллерию и фортификацию преподавал профессор трех военных академий композитор Ц.А. Кюи. Ряд преподавателей корпуса были учителями особ царской фамилии. Требования к воспитанникам корпуса были высокими. Знания оценивались объективно, вне зависимости от происхождения. Первые ученики при выпуске заносились золотом на белые мраморные доски почета, висевшие в актовом зале корпуса. В числе лучших выпускников были столь различные по своей судьбе будущий теоретик анархизма князь П.А. Кропоткин, будущий декабрист П.И. Пестель, будущий советский генерал-лейтенант граф А.А. Игнатьев

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"