Библиотека  > Электронная библиотека Руниверс > Тематический каталог

« Вернуться к списку томов

Оглавление

a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:87633:"
  • Переписка князя Курбского с царем Иоанном Грозным и История о великом князе Московском.
    • I. Эпистолия первая князя А. Курбского к царю и великому князю Московскому. Обращение к царю. - Курбский упрекает царя в побиении "сильных во Израили" и воевод, в оклеветании верных подданных; спрашивает, чем провинились они. - Говорит о своем гонении, бедах и напастях от царя. - Никакие просьбы не помогли.- "И не вем себя и не наидох ни в чем же пред тобою согрешивша".-Напоминает о своих победах, ранах и трудах.-"Уже не узриш, мню, в мире лица моего".-До скончания своего будет вопияти со слезами на царя пребезначальной Троице, равно как и все избиенные неповинно, и заточенные, и прогнанные без правды.-Указание на развратных ласкателей, товарищей трапезы.-Писание сие велит в гроб с собою вложить.-"Писано Волмере, граде государя моего, Августа Жигиманта короля".-Приписка 31
    • II. Послание царя Иоанна Васильевича к князю Андрею Курбскому. Редакция I и II. Пространный титул царский.-"Курбисому", "восхотевшему своим изменным обычаем быти Ярославскому владыце".-"Почто единородную душу отвергл если?"-Сообщество Курбского с иными злодеями.-"На человека возьярився, Богу приразитися": война с християнами и бедствия от войны.-Иоанн оправдывается, что сам воюет, "на християны, Германы и Литаоны".-Тела ради душу погубил Курбский.-"Аще праведен еси и благочестив, почто не изволил еси от мене, строптивого владыки, страдати и венец жизни наследити?"-"Как не усрамишися раба своего Васьки Шибанова?"-И души всех прародителей своих погубил Курбский.-Писание "разумленовнятельно".-Разбирается, почти дословно, все: "в православии пресветлых явившеся", "сопротив" (сему). - "Не пресветлые ли победы з Божиею помощию на противныя показаша?" - "Како не стыдишися, злодеев мученики нарицая?" - "Почесому учитель еси души моей и телу моему?"-"Нигде же обрящеши, иже не разоритися царству, еже от попов владому"-"Доброхотные" хотели, подобно Ироду, "и сущая млеко младенца смертию пагубного света сего лишити, чужаго же царствия воцарьствити".-"Разумевая разумеи совесть прокажену имущаго".-"Про что есмя во Израили побили и воевод, от Бога данных нам на враги наша, различными смертьми расторгли есмя и победоносную их святую кровь в церквах Божиих пролили есмя, и мученинскими кровьми праги церковныя обогрили есмя, и на доброхотных своих, душу за нас полагающих, неслыханныя муки, смерти и гонения умыслили есмя, изменами и чародеиствы их и иными неподобными обличая православных".-"Прострашейше" снова говорить Иоанн о своих злых страданиях от бояр, от детства до Сильвестра и Адашева включительно.-"Света во тьму прелагати не тщуся, и сладкое горкое не прозываю". - "О провинении и прогневании подовластных наших перед нами".-"Предстатели прегордые царство разорили и подручны нам их сотворили во всем, у них же прежде в работе были праотцы наши" - Опустошения крымцев и казанцев.-Неудачные походы на Казань.-Такие же действия и советы при взятии Казани. - Больше 7 лет бранная лютость и по взятии Казани. - Неудачи против крымцев.-"Брань еже на Германы".-"Антихриста вемы".-"Сунклита, от преблуждения рожения не вемы".-"Моавитин и Амонитин-ты".-"Что же убо писал еси, хотя убо поставити судия или учителя,-ни к чесому убо власть твоя, понеже претительно повелеваевши".-Обширное извлечение из письма Дионисия Ареопагита к Демофилу.-"Всеродно вас не погубляем".-"О ереси всякои".-Кто прегорд?"-"Вы с попом и со Алексеем гонили".-"Судитель-Бог".-"Зла же и гонения безлепа от мене не приял еси".-"От Божия земли тебя не отгоняли".-"Злая и непримирительная ненависть".-"Кровь, пролитая от иноплеменных за нас, вопиет на нас к Богу",-"смеху подлежит сие".-"Совесть свою испытал еси не истинною".-"Победы же пресветлы и одоление преставно" "когда показал еси?"-Лишения ратныя, о которых говорит Курбский, были при господстве Сильвестра и Адашева.-"Мздовоздаятель Бог"-праведный.-"Лице же свое пишешь не явити нам до дне страшного суда Божия" - "кто же убо всхощет такового Ефиопского лица видети?" - "Воссылати Богу о отмщении".-Пример Поликарпа. Преп. кн. Феодор Ростиславич, хотя и сродник Курбского, судия желательный, приемлемый, праведный. - "Прогнанных от нас несть никого"; "избиенные же и заточенные вси прияша по своим винностем". - Убиенные изменники у престола Божия - суемудренное помышление.-"На христианский род никаких мучительных сосудов не умышляем".-"Наругающиижеся и попирающии ангельский образ, согласующеся ласкателем своим некиим"-"разве останком вашего злаго совета!".-"От Кроновых же убо жрец,-еже подобно псу лаяти".-"Писание в гроб вложить"-"последнее свое христианство отложил еси".-"Волмере"-"измену до конца совершаешь".-"Много пожалован быти" от Жигимонта-"се убо подобно есть".-"З безумным не множи словес".-Дата послания 35
    • Окончание Послания редакции II. Хто же убо и желает такового Ефиопского лица видеть?"0О Карпе.-Суд кн. Федора Ростиславича, хотя и родственника Курбского, желателен: святые праведно судят.-Св. кн. Феодор Ростиславич исцелил царицу Анастасию.-"Прогнанных от нас несть никого же, разве сами отторгошася.-"Избиенные же и заточенные вся по своим винам".-"Неповинные глаголати-се убо наипаче злобу совершаете".-"Радоватижеся о всех одолении ни о чесом".-"Убиенных же по своим изменам у престола Владычня предстоящи, как убо возможно есть".-"Ни о чесом же хвалюся в гордо ти".-"На род христианский мучительных сосудов не умышляем".-Наругающии и попирающии ангельский образ, согласующе ласкателем некиим, - "развее останков вашего злаго совета!"-"От Кроновых убо жрец,-еже подобно псу лаяти".-Писание свое в гробь положить,-"последнее христианство свое отложил еси". - Волмер - град Жигимонта короля,-"се убо свою злобесную собацкую измену до конца совершавши". - Надеешися от него мною пожаловань быти,-"се убо подобно есть": избрал государя по себе, худейша от худейших раб суща. - Выдержка из письма св. Дионисия Ареопагита к Демофилу.- Напрасны оправдания Курбского.-Дата послания 96
    • Послание редакции III 35
      • Пространній титул царский.-Князю А. М. Курбскому.-"Почто единородную свою душу отвергл еси?"-Сообщество Курбского с злодеями.-"Возьярився на человека и к Богу приразился": разорение церквей во время войні, попирание икон и християн погубление. - "Всяка душа владікам превладущим да повинуются".-"И аще праведен еси и благочестив, почто не изволил еси от мене, строптивого владіки, страдати?"-Пример-Васька Шибанов.-Курский, "единого ради малого слова гневна", погубил душу свою и родителей.-Писание Курбского получено и вразумлено и внятельно.-"Во Израили побили воевод, от Бога данніх нам... и то еси писал и глаголал ложно".-"Пожаловати есмя своих холопеи вольні, а и казнити вольні же".-Веруем в праведній суд Божий.-Предстатели.-"Хто убо тя поставил судью или владетеля надо мною?"-Главное злобесное умішление "ваше", "с попом Силеверстом". - "Не подобает священником царская творити". - Курбский восхищает на ся учительский сан. - Цитата из Григория Богослова.-Из старчества о Иване Колове. - "Во царстве многих владение подобно женскому безумию". - Обвинение Курбского и его сообщников в желании "во царствии царей достальніх истребити", "от царствия растояшагося колена вопарити": "ссущаго млеко младенца, мене смертию пагубною хотеста света сего лишити, чужаго же царствия царя во царство вести".-"Извкосте от прародителей своих измену чинити". - Безсмертен не мнюся.-Учительский сан восхищает Курбский. (См. выше).-"Ваше злобесное на церковь возстание разсыплет сам Христос".-"Царем подобает обозрительным быти", наказывать и миловать.-О Поликарпе.-Злобесные единомысленники Курбского иноческое одеяние свергли и христиан воевали.-Нет им извинения.-Примеры. - Дмяся пишет Курбский.-Напрасно хвалится победами.-Примеры из ветхословия.-"На род же христианский мучительных сосудов не умяшляем". - Наругающих и пострамлющих ангельский образ - "не вем, разве останков вашего злаго совета".-"Губители души нашей и телу несть у нас".-"Вы владатели и учители повсегда хочете быть ми, яко младенцу".-"О Иароновых убо жрецех, - еже убо подобно псову лаянию". - "Свое писание хощеши с собою во гроб вложити, се убо последнее христианство отложил".-"Волмер град Жигимантов нарицаеши, злобесную собатцкую измену до конца совершаеши".-"А еже от него надеешись много пожаловать быти, се убо подобно есть".-"Синклита от преблужения рожденна не вемы, паче вас". - "Иступив ума, неистовяся бесному подобию, колебляся, писал еси".-Злодеи - не мученики.-Примеры казней злодеев. - Напрасны оправдания Курбского.-Дата послания.
    • III. Краткое отвещание князя Андрея Курбского на зело широкую эпистолию великого князя Московского 112
      • Курбский отвечает на предыдущее послание, что царь постыдился бы так нескладно писать, яко неистовых баб басни, в чужую, просвещенную страну, и что он, злополучный изгнанник, заслуживает не укоризн, а утешения.-Не знает, чего хочет Иоанн, погубив всех потомков великого Владимира, и отняв у бояр все, до последней рубахи.-Думал отвечать на каждое слово царское, но не решился, предавая все суду Божию, и считая, "иже не достоить мужем рыцарским сварится, аки рабом".
    • IV. Такова грамота послана от государя из Володимерца же ко князю Андрею к Курбскому со князем Александром Полубенским 114
      • Прописав весь свой титул, царь со смирением "воспоминает" Курбскому о победе, дарованной Богом. - Лишь немногое теперь "воспоминает" царь: "на все досады" отвечено раньше подробно. - Разсматривает выражение "разтлен разумом" и доказывает, что оно прилично не ему, царю, а боярам 1) для них дороже было "Прозоровского полтораста четье" царевича Федора; 2) судили Прозоровского с Сицким, с великою укоризною самому Иоанну; 3) Честили дочерей Курлятева, а царевен проклинали; 4) погубили царицу Анастасию Романовну, и тем довели до "Кроновых жертв"; 5) стали с "попом" против царя и тем вынудили на противодействие; 6) хотели избрать на царство "князя Володимера". - Сознается в строгости мер, вынужденных строптивостью бояр; говорит что вся мудрость изменников "ни во что же бысть", что и без них русское оружие торжествует, что грады германские падают силою животворящего креста, и что Бог принес его, царя, в самый Вольмар, где думал укряться Курбский.-Смеется над бегством его.-В заключение советует одуматься и уверяет, что все это написано не из гордости, а "к воспоминанию исправления" Курбского.-Дата грамоты.
    • V. На вторую епистолию отвещании цареви Московскому убогого Андрея Курбского, князя Ковельского 118
      • Курбский считает себя недостойным быть царским исповедником.-Не верит смирению и покаянию Иоанна. - Укоряет его в оклеветании благочестивых мужеЙ, в неблагодарности к Сильвестру, исцелившему на время царскую душу. - Исчисляет бедствия России, когда прельстили царя презлые и прелукавые ласкатели: глады, "стрелы поветренные", созжение Москвы неприятелем и опустошение всей Российской земли, позорное бегство царя от крымских татар. - Оправдывает себя в приписываемых ему Иоанном преступлениях: в измене, в разорении и попалении церквей, в смерти царицы Анастасии, в намерении возвести на престол брата царского Владимира. - Насмехается над похвальбой Иоанна победами: уже поражения; "не Христови кресты, но погибшего разбойника, яко перед разбойником, носимо". - О Курлятеве, Прозоровских, о Сицких, об узорочьях каких-то, "и за упокой", припоминание Кроновых и Афродитовых дел, стрелецких жен - "аки бы нечто смеху достино и пьяных баб басни". - Ответ на широковещательный лист царский давно был готов, но нельзя было его послать: "царство Русское (царь) затворил аки во адове твердыни". - "Обвинение в желании владеть землею Курбский оставляет без ответа: явственный навет. - И "другии отвещавания" оставляет ради краткости эпистолии, возлагая на суд Нелицемерного Судьи, не желая, убогий, с царскою высотою сваритися. - В доказательство, что невольное бегство не есть измена, приводит две главы от книги премудрого Цицерона. - Исчисляет пагубные плоды ласкателей: срамотная победа врагов над царем и русским войском; созжение Москвы от безбожных измаильтян; непонятное ослепление царя, который не стыдится писать, что сила животворящего креста ему помогает против врагов. - Примеры Божей помощи из Ветхого и Нового завета. - Ссылка на житие св. Николая, написанное Симеоном Метафрастом. - Царь, погубив лучших воевод, посылает в чужую землю армату, "зеб людей, с овцами или з заицы, не имуща добраго пастыря, которые от ветру вещающаго боятся". - "Срамота срамотнейшая и тысяча крат беднейшая". - "Погубил" град великий Псков. - За лесы забившися со всем воинством, царь трепещет "и исчезает". - "Помяни первые дни". - Над письмами царя, в чужие земли, к чужим слугам, смеются в этих землях. - Время уже усмиритися. Дата письма.
    • Приписка: Аще пророцы плакали. Курбский сокрушается о перемене Иоанна, о бедствиях России. - Сравнивает прежнее время с теперешним: победы, покорение царств, трепет врагов; теперь, при ласкателях, вместо избранных и преподобных мужей - прескверные паразиты и "маньяки", вместо крепких стратигов - "прегнусодейные и богомерзкие Бельские с товарищи"; вместо храброго воинства-тьмы кромешников; вместо "богодухновенных" книг и молитв священных - скоморохи со дудами и бесовскими песньми; вместо блаженного презвитера-чаровники и волхвы. - Разврат. - Неупоминание о многих других гнусностях. - "Очюдися и воспряни". - Дата приписки. 132
    • VI. История о великом князе Московском 136
      • История о великом князе московском. Еже слышахом у достоверных, и еже видехом очима нашима, сие сокращенне вмещаючи, елико возмогох, написах прилежного ради стужания от многих.
        • 1. Предисловие автора. - Развод вел. кн. Василия с Соломониею. - Гнев его на Вассиана, Семена Курбского и Максима Грека. - Рождение Иоанна. - Воспитание его. - Бедствия княжества. - Убиение кн. Ив. Бельского, кн. Андрея Шуйского, кн. Ив. Кубенского, Ф. и В. Воронцовых, Ф. Невежи, кн. М. Трубецкого, кн. Ив. Дорогобужского, кн. Ф. Овчины. - Пожар Москвы. - Возмущение народное. - Убиение кн. Юрия Глинского. - Исправление Иоанна Сильвестром и Адашевым. - Избранная рада 136
        • 2. Военные успехи. - Поход на Казань. - Основание Свияжска. - Нашествие крымского хана. - Отсупление его. - Битва Курбского с татарами под Тулою. - Поход на Казань. - Трудность пути. - Прибытие в Свияжск. - Местоположение Казани. - Первая битва. Обложение города. - Курбский с товарищем начальник правой руки. - Устроение шанцев. - Вылазки казанцев. - Стрельба на град. - Хитрость царя казанского. - Тяжелое положение русских. - Военный совет. - Победа кн. Александра Горбатого. - Ярость казанцев. - Взятие Арского града. - Чары. - Древо спасенное. - Взорвание тайника. - Построение высокой башни. - Штурм Казани. - Взорвало подкоп. - Приступ. - Родной брат Курбского первый на стене. - Татары уступают. - Корыстовники. - На езицком рве. - Помощь утружденным воинам. - У мечети, яже близу царева двора. - Во дворе царском. - Жены в прекрасных и преисперщенных одеждах. - У нижайших ворот. - Отдают царя (Идигера). - Остаток исходит на широкое поле испити последнюю чашу. - Доблесть братьев Курбских 142
        • 3. Слово царя воеводам. - Совет бояр и шурьев царских. - Возвращение в Москву. - Болезнь Иоанна. - Путешествие в Кириллов монастырь. - Совет и предсказание Максима Грека в монастыре Троицы Живоначальной. - Беседа у св. Кирилла с Вассианом Топорковым. - Смерть царевича Димитрия. - Возстание "оставших" князеи казанских. - Поход. - Воеводы начальные. - Нашествие перекопского царя. - Хитрость Иоанна Шереметьева. - Неосторожность писарей "царских". - Поражение русских. - Возмущение казанское. - Смерть царя черемисы Луговой 157
        • 4. Война Лифляндская. - Причины войны. - Опустошение Лифляндии. - Перемирие. - Немцы нарушают его. - Нечестие их. - Взятие Нарвы, Сыренеска, града Новаго, Дерпта и других городо. - Шкода от маистра. - Неудачный набег царя перекопского. - Покорение Астрахани. - Мор в ногайской орде. - Тщетный совет бояр. - Димитрий Вишневецкий воюет Крым. - Бездействие Иоанна и короля польского. - Образ жизни панов польских. - Доблесть волынцев и Константина Острожского. - Заслуги Сильвестра и Адашева. - "Последняя власть Лифлянская разрушилась". - Неудачи русских воевод в Лифляндии. - Курбский послан царем исправлять их. Поражение немцев. - Плен Филиппа "ленсъмаршалка" с "кунторы и со другими". - Рассказ Филиппа о начале лифляндцев. - Смерть Филиппа. - Взятие Феллина 169
        • 5. Начало злу. - Ласкатели. - Удаление Сильвестра и Адашева. - Новый образ жизни царя; последствия его. - Воспоминание о "погублениях" деда Иоанна. - Слова Иоанна об избиенных. - Скорбь автора. - Причины краткости "Истории" 185
        • 6. О побиении княжеских родов. - Гонение великое и пожар лютости. - Первые казни - сродники и знаемые Алексеевы и Селивестровы. - Убиены: Мария Могдалыня Ляховицкая, Иоанн Шишкин, Данило, брат единоутробный Алексеев, и с сыном Тархом, Петр Туров, Федор, Алексей и Андрей Сатины; кн. Дмитрий Овчинин; кн. Михайло Репнин; кн. Юрий Кашин, брат его Иоанн; кн. Дмитрей Шовырев; кн. Петр Оболенский Сребреный, кн. Александр Ярославов, кн. Владимир Курлятев; кн. Александр Горбатый со единочадным сыном своим Петром, Петр Ховрин; кн. Дмитрий Ряполовский; кн. Ростовские - Семен, Андрей, Василий и "друзии с ними", Василий Темкин, кн. Петр Щенятев и единоколенная братия - Петр и Иоанн; кн. Ярославские - кн. Федор ЛЬвов и "другие тое же пленицы не мало", Иоанн Шаховской, кн. Василий и Александр Прозоровские и "другие княжата того же роду", кн. Ушатые "всеродне; кн. Рязанские - кн. Иоанн Пронский, кн. Василий Пронский Рыбин. - Избиено аки двести благородных мужей нарочитых воин. - Убиты: Владимир, стрыечный брат Иоанна с матерью Ефросинией, княжною Хованской, Евдокия кн. Одоевская и два младенца сына ее; кн. Михаил Воротынский и кн. Микита Одоевской с двумя младенчики детками и со женою. - Сопоставление врагов церковных - Батый и Иоанн. - От чарования родился два сына в. кн. Василия. - Чары-великий грех 193
        • 7. О побиении болярских и дворянских родов. - Убиты Иоанн Петрович и жена его Мария. - О Иоанне Шереметьеве. - Погублен: Семен Яковлевич, Хозяин, нареченный Тютин, "всеродно", тако же и другие мужие нарочитые и богаты. - Убиты: Иоанн Хабаров со единочадным сыном его, Михаил Матвеевич Лыков и с ним ближний сродник его, юноша. - О подвиге Матвея Лыкова. - Судьба его детей. - Погубил род Колычевых. - Убиены: Василей Разладин Квашня, Дмитрий Пушкин, Крик Тыртов, Андрей Шеин, Владимир Морозов, Лев Салтыков с четырьмя або с пятьма сынами. - Оговорка о Петре Морозове и Львовых детях. - Побиены: Игнатий Заболацкий, Богдан и Феодосий и другия братия их, "глаголют всеродне", Бутурлин Василий и другия братия его со единоплеменными своими, Иоанн Воронцов, Замятня, Андрей Кашкаров и брат его Азарий с детками, Василий и Григорий Тетерины и "других стрыев и братии их немало всеродне". - От Рязанские шляхты погублено: Данило Чюлков, Федор Булгаков "со братиями и со другими многими единоплемянными их всеродне", во граде Танаисе, кромешниками во главе с Федором Басмановым. - Убиты: кн. Владимир Курлятев, Григорий Сидоров. - Случай с отцом Сидорова, Андреем Аленким. - Всеродне погублены Сабуровы, Сарыхозины. - Погублены Никита Казаринов с сыном единородным Феодором. - Убиен Михаил Морозов с сыном Иоанном и со другим юнейшим (имя забыто) и со женою Евдокиею 202
        • 8. О страдании священномученика Филиппа, митрополита московского. - Добродетели св. Филиппа. - Упреки Иоанну. - Наветы. - Собор "евреев Вельзавелиных" осуждает митрополита. - Истязание и заключение в темницу. - Чудеса. - Заточение в Отрочь монастырь. - Различные поведания о смерти митрополита. - Убиение "многих кририков и около сот нехиротонисанных мужей митрополичьих". - Смерть Германа, еп. казанского. - Убиение Пиена, архиепископа Великого Новаграда. - Казни и погром в Новгороде. - Убиение игумена Печерского монастыря Корнилия и его ученика Вассиана. - Разорение Ивангорода, Пскова. - Устав кромешников 203
        • 9. О преподобном Феодорите священномученике. - Житие преп. архимандрита Феодорита. - Благочестивые странствования его. - Знакомство с Порфирием. - Подвижническая жизнь Порфирия, его страдания. - Знакомство Феодорита с Артемием, Иоасафом Белобаевым. - Возвращение к старцу своему (Зосиме, на Соловецкий остров). - Просвещение лоцарей. - Основание монастыря. - Изгнание Феодорита из монастыря. - Странствования. - Клевета. - Суд над Артемием. - Осуждение Артемия и Феодорита. - Страдания. - Ходатайства за Феодорита и освобождение. - Путешествие в Царьград. - Милость Иоанна. - Двукратное посещение дикой лопи. - Добродетельные дела Феодорита. - Смерть. - Разноречивые известия о ней. - Причины краткости повествования о Феодорите 210
        • 10. Заключение. - Новоизбиенные мученики. - Сравнение Иоанна с другими мучителями и новых мучеников с древними 217
  • Письма князя Курбского к разным лицам и История о осмом соборе.
    • VII. Курбского в Печерской монастырь 237
      • Записочка о двух писаниях-деле государском - и о тетратках без кожи.
    • VIII. Ивану многоученному ответ о правой верии 238
      • Повод к ответу. - "И от Сына". - Доказательства правильности православного учения: ссылки на евангелие, деяния апостольские, Дионисия, Ареопагита, Григория Богослова, Исаию пророка, ап. Павла. - Никейский собор не касался вопроса о Св. Духе. - Ересь Македония. - Собор: продолжение символа веры - "И в Духа Святого". - "Фармос памя" за Македония: "и от Сына". - Упрямство. - "Научимся на небеси" - ответ недоумения полный. - На небеси нет имеющих растленные догматы богословия. - Свидетельства: ап. Павла, Давида, Моисея, ап. Павла. - Ефесский собор. - Обращение к премудрому Ивану. - Пременение законов: опресноки; "и от Сына"; "порготорья"; бороды и усы побриша; "а ныне во следе неосвященного Лютора поидоша"; и иные новые законы от новых проповедников. - Трость колеблемая ветром. - И священные книги Моисейские и пророческие растленны и "в преводех изпрепорчены": соблазны и смятение. - Перевод 70-ти. - Похвала ему блаж. Гиеронима. - Противопоставление православной церкви. - Об Иоакиме, патриархе Александрийском. - Краткость "жестокости ради и невнимания ко святым". - Отложите гордость. - Лютор о папах. - О Люторе. - "О распятом и воздержательном жительстве" апостолов и святых всех. - Нечестие новоявленных учителей: образы-идолы, правоверные-болванопоклонники. - "Крестьяне ся прозывающе, а вся жидовская мудрствующе". - Наказание за нечестие здесь. - Муки в загробной жизни.
    • IX. Послание князя Андрея Курбского о ложных писании, иже обретаются меж божественных писаний, в Печерской монастырь некоему старцу 246
      • Похвала книге, глаголемой Райской. - Повесть глаголемая Никодимова. - Ея несогласие с св. писанием. - Есть и на польском языке. - Извинение за письмо. - Причина краткости его. - Просьба о молитвах: паки напасти и беды от Вавилона. - Приписка (позднейшая).
    • X. Послание к старцу Васьяну 249
      • Писанейце прежнее получено. - Возражение на "памятцу" старца о Ниодиме. - О лжесловесниках. - Противоречия Никодимовой повести евангелию. - Бедствия церкви Божией в Литовской земле от лжесловесников. - Злоба мысленного дракона, бодрого и никогда не спящего: в Ветхом завете, в церкви Христовой (ереси), на Руси: гордость и растленное жительство пастырей; услаждение "бабскими баснями"; "Ефремовы словеса подобны горестию хрену". - Следствия. - Воистину разрешен сатана от темницы своей: гибель многих царств Востока и Запада. Благодеяния Божия Русской земле. - Неблагодарнии. - Козни врага. - О державных. - О священническом чине. - О воинском чине. - О купецком чине и земледельцах. - Вывод. - Да не смутимся. - Горе грабящим и крови проливающим. - Блажени и треблажени претерпевающие различные напасти. - О Скориных книгах. - Переведены с препорченных книг жидовских. - Согласны с Люторовым переводом. - Совет пользоваться старыми переводами или переводами Максима Философа и текстом 70-и преводников, который есть в казнах многих монастырей.
    • XI. Послание к старцу Васьяну 260
      • Жалоба на отказ в займе денег. - Упрек в неблагодарности. - Воспоминание прошлых походов и бед. - Ни помощи, ни утешения в бедах от архиереев, святителей и чина преподобия. - Мнение одного архиерея о печаловании и обличении царей. - Примеры пророков, святителей и свидетельство евангелия. - Малое воспоминание о себе. - Жестокосердие иноков. - С писанейцем сим на суд неумытного Судии. - "Не добра похвала в вас". - Послано второе посланейце против всего пятого евангелия. - Упрек в неблагодарности.
    • XII. Лист Андрея Ярославского до Костянтина Острозского, против варвара неякого, мнящегося быти мудра, еже по хулил словеса новопреложенные Иоанна Златаустого 263
      • Курбский удивляется, что кн. Острожский переведенную им (Курб.) с латинского на славянский беседу Иоанна Златоуста дал "пробовати" невежде и еретику. - Польский перевод не может быть лучше славянского. - Лучше бы спалить или отдать перевод попу якому в Русскую церковь. - Духовное не всякому открывать можно; в доказательство приводится отрывок из книги Дионисия Ареопагита.
    • XIII. Лист князя Андрея Курбского до Марка, ученика Артемия 265
      • Краткая повесть о беседе с преп. Артемием. - Желание преподобного перевести творения Василия Великого, обещание помощи в переводе. - Старания Курбского: со многими труды приучался Римскому языку; умолил кн. Михаила Оболенского навыкнуть внешних наук во языце Римском. - Оболенский вернулся после 5-летнего учения. - Курбский купил не только всю книг Василия Великого, но и все оперы книги Златоустовы, Григория Богослова, Кирилла Александрийского, Иоанна Дамаскина и хронику Никифора Каллиста. - Просьба к Марку помочь в переводе, приехать на несколько месяцев: недостаточное знание славянского языка. - Как образец, посылается предисловейцо единой книги, вновь переведенное. План совместных переводов. Курбский оправдывает себя в подозрении кн. Слуцкого, который дмал что он хочет сманить к себе Марка. - Остановка в переводе только за Марком, но как ему угодно.
    • XIV. Лист Андрея Курбского до Кузьмы Мамонича 268
      • Курбский слышал о нападках одного иезуита на православных. - Просит Кузьму Мамонича советовать православным "не сражаться" без ученых с иезуитами; описывает хитрости иезуитов и заблуждения в делах веры; укоряет в ложном учении. - Вспоминает о беседе, бывшей в его доме; снова просит не спорить с ними без "искусных"; обещает обличить их ересь творениями Дионисия Ареопагита, Иоанна Златоуста и Иоанна Дамаскина и иными древними учительми, в заключение советует прочесть это посланейцо всем во правоверии стоящим Виленским мещанам ....
    • XV. До Кужьмы Мамонича лист 2 271
      • Курбский советует "не ужасаться софизматов езуитских" радуется, что принесена книга в помощь от Святыя Горы, Григория и Нила, митрополитов Селунских: советует прочесть письмо всему собору Виленскому и переписать присланную книгу; "по вторей и про третеи крот" напоминает не унывать, не отчаяваться, противиться с присланной книгой в руках, изверив себе единого мужа от пресвитеров или хотя от простых словесна. - Указывает на ложное учение панов иезуитов о Святой Троице; в доказательство - свидетельство Дионисия Ареопагита и ссылка на Амбросима Медиаламского и св. Августина.
    • XVI. Ответ восточных или щит церкви правоверной 274
      • Изьясняется учение о Св. Троице. - Советуется показать премудрым езуитам - лучше и пространней ответ в новопринесенной книге от святыя Горы и другой ответ Максиа Философа во епистолии его к Федору Карпову.
    • XVII. Епистолия ко Кодияну Чапличю Андрея Ярославского 276
      • Заметка о неотраженной силе епистолии.
  • Курбский просит Чаплича "не поучать, альбо толковать святое письмо"; от младости во священных псаниях Курбский научен и утвержден в вере христианской благочестивых догматов, руководствуется учением св. апостолов, постановлениями вселенских соборов; а пан Чаплич "напоен от мутных источников и от истинного самочинника". - Как отвергали "новыя толкования" апостолы и пастыри церкви, так и Курбский отвергает "новыя толкования" "Меленктона Филипа и Лютора Мартина и учеников его, Цвинглияна, Калвина и прочих". - Пан Феодосий и пан Игнатий - их последователи и хитрые совратители слабейших из православных. - По вопросу, почему назвал Лютора Курбский псевдопрофитом, был большой устный разговор. Запамятование подозрительно: "не на ругание ли" нужно письмо? - Святая псам не повергаются. - Еретика надо отлучаться. - Чаплич насмехается над св. писанием "на лыцыях и на съездох". - Случай в Корцу. - Бог судья епископам богатым и мнихам многостяжательным. - Есть и апостолоподобные, нестяжательные, ангельское житие проходящие; но их Лютор вкупе смешал с нынешними законопреступники, похулил, как и Чаплич многия святыни исполненного Дамаскина, вероятно, только слыша "от претора": лишь часть переведена, да та запсована от нерадящих и преписующих; и Чаплич и пан Игнатий не только по-гречески, но и по-латыни, вероятно, не знают; только хулити и сваритися искусны. - Горе таким.
    • XVIII. Лист Андрея Ярославского до пана Федора Бокея Печихвостского 280
      • Курбский радуется обращению пана бокея от ереси к православию; предостерегает его от опасных сетей неутомимого врага человеческого роду; советует для этого читать священные книги, беседовать с благочестивыми и удалятьсянечестивых, еретичеством дышущих. - Просить часто посещать "в дому" для некоего духовного дарования от прочитания священных книг.
    • XIX. Лист вторый Андрея Ярославского до Федора Бокея 282
      • Курбский радуется утверждению в правоверных догматах Бокея и его обещанию во истине ходити. - Молит и советует "угодить Господу, ходяще в заповедех Его", "уподобляющеся Ему распинатися, сиречь во всех терпети наводимых нам от диавола делех и посыслех, воюющеся и храбре застанавляющеся противу князя тме"; против невидимых врагов Христу еще больше подобает мужатися и храбрствовати, чем против супостатов в телесных делех": вечная слава обещана от Господа, истинного Бога нашего.
    • XX. Лист князя Андрея Курбского до княгини Ивановое Черторыжское 283
      • Курбский благодарит велице за извещение, что сын княгини "во страсе Божии и во правоверии праотеческом утвержен" и прилежит к священным писаниям. - Из таких бывают мужи велицы и знамениты, церковные поборники. - Хвалить умышление княгини послать сына "До Вильни, до Римского закона честных пресвитеров язутов"; но опасается, что иезуиты отлучат от правоверия юношу, как детей Крошинского князя и других. - Но великие учители христианские ездили учитися до поганских философов. - Решение вопроса предоставляет мудрому разсуждению княгини и приятелей ее. - Дарит княгиня лист свой против иезуитов. - Книжка, о которой писала княгиня, в Ковле; пошлет на прочитание княгине и сыну, а если понравится, и на перепись, но просит возвратить: нужна. - Лист против иезуитов иноверным не надо давать читать и переписывать, "бо того есть писания потреба".
    • XXI. Цедула писана до пана Остафия Троцкого 285
      • Курбский льстит себя надеждою, что пан Остафий Троцкий "некогда в тех уже честных, во маститых сединах" воспомянет праотцев своих правоверие и паки утвердится "в церковных дохматех", "прочитающе со потщанием" посылаемые ему часто творения св. Иоанна Златоуста. - Время уже обратиться к Христову пути: седины их обоих предвещают скорое разлучение с миром, и сам Бог нашествием врагов, бедствиями междуцарствия напоминает о покаянии.
    • XXII. Цыдула Андрея Курбского до пана Древинского писана 286
      • В язычливом листе пана Древинского к Курбскому обрелось "невдячное" поздравление: "поздравляю тя новым роком 76-м". - Курбский весьма обижен; думает, что такое поздравление может быть "от некоего варвара, або предитора праотеческого правоверия", от диавола или кого-то "от стаинник его". - Просит впредь не "срамотить" его.
    • XXIII. Лист Андрея Ярославского до князя Костянтина воеводы Киевского 288
      • Курбский извещает о получении листа кн. Острожского, книжицы Скаркги еизуита и листа Мотовилы. - Немощи ради недуга говорить мало лишь о Мотовиле. - Удивляется, как можно христианину правоверному от арианина христоненавистного услаждаться епистолиями ил ипринимать от него писания, на помощь церкви Христово. - От лености это приключается, нерадения ради "прочитаней священных писаней": не перестанет до смерти, по великой любви к князю, докучати о чтении св. писания.
    • XXIV. Цыдула князя Андрея Курбского до князя воеводы Киевского 289
      • Острожский прислал Курбскому книгу Мотовилы. - Кубрский негодует: начальники христианские еретикам поручают защищать церковь Божию и писать сопротив полуверных латинов. - Указывает на еретичество Мотовилы: хуже Магмета. - Книгу Мотовилы подарить бы не ему, а Алексею, умеющему равные глаголы отдавати. - Подробно отвечать на книгу "празно и туне впделося": Мотовило развратился до конца. - Он называет римских епископов антихристовыми, что "есть смеху и преудивлению достоино пред теми, яже ум имеет". - Просить "не прогневатися о дерзновенном" и перестать дружиться с еретиками.
    • XXV. Посланеицо краткое к Семену Седларю, мещанину Львовскому, мужу честному, о духовных вещах вопрошающему 292
      • Седларь прислал епистолию Курбскому и желал знать, как думал Иоанн Златоут о чистилище. - Курбский исполнил желание без закоснения; не щадячи старости и недуга и прочих приключившихся напастей, вскоре преложил "от Римского языка во Словенско" соответствующую целую беседу и послал, как подарок духовный. - Просить не показывать перевода схизматикам и не спорить с ними. - Приглашает отца Мину наведать его в приключившихся бедах, приглашает и Седларя на совещание, как поступать с иноверными. - Указывает на диалектическое искусство противников и их обычай нападать на "неискусных". - Дата письма.
    • XXVI. История о осьмом соборе 294
      • Сочинения о восьмом соборе. - Цель "Истории", - Завоевания турок. - Посольство папы к цесарю грецкому Иоанну Калуняну Палеологу, ко всем четырем патриархом, ко царем и княжатом болгарским и сербским и ко всем королям западным. - Приглашение царем греческим и патриархом константинопольским великих княжат русских и епископов их на собор. - Открытие собора. - Ораторы с обеих сторн: Марк Ефесский и Иоанн. - Мирное течение собора. - Уступки "восточных". - Пункты разногласия: 1) "и от сына"; 2) "пресное тесто"; 3) пургатория. - 16 заседаний в Ферраре. - Перенесение собора во Флоренцию. - Папа и все великие кардиналы "позволили оставити тыя три ереси предреченныя". - Прибытие Родосского магистра. - Беседа его с папой; угрозы его и обещания. - Папа изменяет свое решение. - Утоляют цесаря греческого, златом многим, дарьми великими растлевают патриарха константинопольского Иосифа и неко
Читать книгу
Читать книгу
Оглавление

Скачать

Скачать с Torrent

Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией. Том тридцать первый

Оригинальное название: Русская историческая библiотека, издаваемая Археографическою комиссiею. Томъ тридцать первый

Издательство: Тип. М. А. Александрова

Место издания: СПб.

Год издания: 1914

Количество страниц: 372 с.

Рубрики: Собрания документов, Отечественная история

«Русская историческая библиотека» — серия сборников документальных источников и литературных памятников, издававшаяся Археографической комиссией в 1872—1927 гг. Сборник состоит главным образом из источников периода XIV–XVII вв. В 39 томах опубликованы акты, относящиеся к внутренней и внешней политике России, «Дела Тайного приказа», документы из церковных и монастырских архивов, часть «Литовской Метрики», писцовые книги, фрагменты летописей, повести и сказания о Смутном времени, сочинения А. М. Курбского, Аввакума. Подготовку и редактирование материалов при составлении библиотеки осуществляли видные русские историки и археографы: А. П. Барсуков, С. А. Белокуров, И. А. Бычков, С. Б. Веселовский, В. Г. Дружинин, А. С. Лаппо-Данилевский, Л. Н. Майков, С. Ф. Платонов и др.

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"