История Гаража особого назначения — это интереснейший перекресток политических процессов и влияний, технического прогресса и личных судеб. История ГОНа относится одновременно к политической и социальной истории, к истории государственных учреждений, и, конечно, к истории повседневности — со всеми ее увлекательными нюансами и подробностями, со всеми ее драматическими поворотами.
И еще это история человеческих судеб, история людей, в разные периоды и в разных обстоятельствах, — долго ли, коротко ли, — находившихся на вершине государственной власти или около нее. Но не только о малоизвестных моментах их жизни можно будет узнать из публикуемых материалов. Этот номер посвящен еще и тем, кто постоянно находился рядом с ними, кому было доверено не просто возить важных персон на служебных машинах, но и, по большому счету, обеспечивать их безопасность. Они исполняли свой служебный долг и в поездках по стране, и во время зарубежных командировок, доставляя «пассажиров» на работу и на отдых, на международные встречи или на секретные объекты. Они управляли легендарными специальными автомобилями, имеющими свою впечатляющую и увлекательную историческую эволюцию.
История ГОНа в узком учрежденческом смысле относится к советскому периоду, но ответственное дело передвижения первых лиц государства не возникло с установлением Советской власти. Последнего российского императора Николая II уже возили на автомобиле — особом и по-особому. В те времена и сам автомобиль еще оставался диковинным средством передвижения, а звание шофера сразу возносило человека на уровень представителя элитной профессии.
В советский период автомобилей и водителей становилось все больше, но ГОН всегда оставался элитным подразделением — там работали лучшие из лучших, самые надежные, самые ответственные.
В нашем номере опубликованы статьи, освещающие в хронологической последовательности разные периоды истории Гаража особого назначения. И, конечно, нам не уйти от столь привычной в исторической литературе и в учебниках периодизации «по царствованиям» — ГОН Ленинского периода, ГОН эпохи Сталина, ГОН времен Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина. На каждом из этих периодов лежит печать личности и деятельности личности. Это воздействие не было прямым и непосредственным, оно было, скорее, «стилистическим», придавая каждому из периодов свое «настроение», свои особые приметы повседневности, свои нюансы в отношениях начальников и подчиненных. И по совокупности этих признаков сталинский ГОН будет сильно отличаться, — не только технически, но и стилистически, — от ГОНа хрущевского или брежневского. Все эти штрихи и оттенки исторического портрета ГОНа можно найти как в статьях наших авторов, так и в публикуемых беседах с ветеранами ГОНа, с теми водителями, чей профессионализм до сих пор служит образцом для новых поколений их коллег. История Гаража особого назначения — это интересная и важная часть истории нашей страны. Она продолжается и в те часы и дни, когда вы, уважаемый читатель, знакомитесь с нею.
Дополняет номер публикация дневников А.Н. Марея о событиях войны с Японией 1945 г. Они являются интересным историческим источником и помогают глубже постичь историю повседневности советского периода. Редакция давно приняла решение обратить внимание на семейные архивы, и этой публикацией мы открываем новую рубрику — «Мемуары». Еще одна новая рубрика — «Историческая школа» представлена статьей Г.Н. Ланского. Она посвящена известному российскому ученому А.Л. Сидорову и его научной школе.
А.Э. Титков, главный редактор журнала «Исторический вестник»