Библиотека > Электронная библиотека Руниверс > Тематический каталог
Письма Императора Александра I-го и других особ царственного дома к Ф.Ц. Лагарпу
Оригинальное название: Письма Императора Александра I-го и другихъ особъ царственнаго дома къ Ф.Ц. Лагарпу
Год издания: 1870
Количество страниц: 126 с.
Рубрики:
Отечественная история
Фредерик Сезар де Лагарп, швейцарский гражданин, воспитанный на идеях Просвещения, получивший образование и звание доктора права в Женевском университете, попал в Россию по воле случая. Ему довелось сопровождать в поездке по Италии младших братьев тогдашнего фаворита Екатерины II Ланского. Лагарп с блеском справился со своей задачей. Письмо, в котором он с большим умом и тактом описывал итальянскую поездку и высказывал некоторые педагогические соображения, произвело сильное впечатление на Ланского, и он поспешил поделиться им с императрицей. Екатерина, которая как раз подыскивала внуку преподавателя французского языка, заинтересовалась Лагарпом и пригласила его в Россию. Так в 1784 году Фредерик Лагарп вошел в штат преподавателей великого князя. Прошло совсем немного времени, и он стал тем самым единственным Учителем, которого так не хватало Александру.
У Лагарпа были простые и четкие идеалы. В соответствии с ними он искренне почитал знания и презирал невежество, ценил в себе самом и окружающих чувство собственного достоинства и терпимость, с отвращением относился к тем, кто угодничал перед высшими и угнетал слабых. Превыше всего он ставил свободу личности и ненавидел деспотизм. На этой почве у Лагарпа уже в Швейцарии стали возникать конфликты с властями, и он всерьез собирался уехать в Америку, чтобы участвовать там в создании идеального государства, не знающего принуждения. Как человек с подобными взглядами мог рискнуть отправиться в Россию, по сравнению с которой Швейцария была образцом законности? Лагарпа привлекли именно сложность ситуации и значительность вставшей перед ним задачи. Так же как и Екатерина, он увлекся идеей воспитания идеального человека и государя, который должен был стать повелителем многомиллионной страны. Передать ему возвышенные идеи, вооружить необходимыми знаниями и тем самым осчастливить несчастную отсталую страну – подобное предприятие как нельзя лучше отвечало духу философии Просвещения и не могло воодушевить ее искреннего и горячего поклонника.
Учитель и ученик сразу прониклись глубокой симпатией друг к другу. Александр поначалу занимался с Лагарпом один раз в неделю, затем каждый день и в конце концов потребовал, чтобы ему позволили встречаться с любимым преподавателем дважды в день. После того как Лагарпу было поручено руководить всеми учебными занятиями Александра, его влияние на великого князя стало определяющим.
В настоящем издании опубликованы письма Александра I (и других особ царственного дома) к Лагарпу. В них отражен характер отношений ученика и учителя.
У Лагарпа были простые и четкие идеалы. В соответствии с ними он искренне почитал знания и презирал невежество, ценил в себе самом и окружающих чувство собственного достоинства и терпимость, с отвращением относился к тем, кто угодничал перед высшими и угнетал слабых. Превыше всего он ставил свободу личности и ненавидел деспотизм. На этой почве у Лагарпа уже в Швейцарии стали возникать конфликты с властями, и он всерьез собирался уехать в Америку, чтобы участвовать там в создании идеального государства, не знающего принуждения. Как человек с подобными взглядами мог рискнуть отправиться в Россию, по сравнению с которой Швейцария была образцом законности? Лагарпа привлекли именно сложность ситуации и значительность вставшей перед ним задачи. Так же как и Екатерина, он увлекся идеей воспитания идеального человека и государя, который должен был стать повелителем многомиллионной страны. Передать ему возвышенные идеи, вооружить необходимыми знаниями и тем самым осчастливить несчастную отсталую страну – подобное предприятие как нельзя лучше отвечало духу философии Просвещения и не могло воодушевить ее искреннего и горячего поклонника.
Учитель и ученик сразу прониклись глубокой симпатией друг к другу. Александр поначалу занимался с Лагарпом один раз в неделю, затем каждый день и в конце концов потребовал, чтобы ему позволили встречаться с любимым преподавателем дважды в день. После того как Лагарпу было поручено руководить всеми учебными занятиями Александра, его влияние на великого князя стало определяющим.
В настоящем издании опубликованы письма Александра I (и других особ царственного дома) к Лагарпу. В них отражен характер отношений ученика и учителя.