Электронная библиотека Руниверс > Хрестоматия

Неизвестное сражение: Гумбиннен.

16.12.2009

Неизвестное сражение: Гумбиннен.




Блогер alex_nemtsev сотоварищи продолжает будоражить умы, поднимая патриотические темы. На сей раз вспомнилось давно забытое всеми (но, увы, не мной) Гумбинненско-Гольдапское сражение первой Мировой войны. Вот не отмечают почему-то великую победу русского оружия! При этом тут же цитируют друга нашего Черчилля, как-то изрекшего, что «очень немногие слышали о Гумбиннене, и почти никто не оценил ту замечательную роль, которую сыграла эта победа». С легкой подачи писателя Пикуля (историком он никогда не был) эта битва становится чуть ли не главной в той войне, ибо срывает великолепный план Шлиффена и обрекает Германию на поражение вследствие войны на 2 фронта. «Зато Париж был спасен…» – пишет Пикуль, освещая трагическую судьбу героя генерала Самсонова. 

Первое отступление. Помню, как в одно время московский эстет Вадим Ветерков, пытаясь объяснить несуразность подачи информации иными СМИ, привел интересный пример. Был соцопрос, в котором задавалось всего два вопроса: 
– верите ли вы в Бога;
– считаете ли себя православным.
На первый вопрос только треть ответила утвердительно, зато православными себя посчитали две трети. В итоге 2 разных СМИ написали на данных одного и того же опроса две диаметрально противоположные статьи об уровне веро-исповедания в нашем обществе: от набожников до безбожников. Просто одна взяла первый вопрос за основу, другая – соответственно, второй. По отдельности! И только если вместе соединить оба вопроса, понимаешь общую несуразицу.

Теперь вернемся к Гумбинненско-Гольдапскому сражению. Если его вспоминают как минуту славы русского оружия, то почему-то забывают при этом, что у этого сражения было продолжение – битва при Танненберге. И если первое сражение стало венцом русского оружия, то второе – образцом величия немецкой военной мысли. Но, обо всем по порядку. 

Гумбинненское сражение началось и закончилось с невыполнения приказов. Сражение носило нерешительный характер – что для немцев, рассчитывающих разгромить первую русскую армию до подхода второй, было эквивалентно поражению. Если учесть, что корпус Маккензена разбит и отброшен на 20 километров к западу, а остальные корпуса потеряли связь между собой, нетрудно понять ту мрачную обстановку, которая царила вечером 20 числа в штабе немецкой армии. 

Командующий Притвиц принял решение отходить за Вислу, за что был немедленно заменен на вызванного из отставки Гиндербурга и героя сражения под Льежем Эриха фон Людендорфа.  

25 августа начальник генерального штаба Германии Мольтке совершает решающую ошибку: посчитав, что на западе дело сделано, он перебрасывает с Западного фронта на Восточный два армейских и один кавалерийский корпус. Делает он это не из-за поражения под Гумбинненом (иначе не медлил бы с приказом 5 дней), а из-за личной уверенно-сти, что Франция уже разгромлена. С 17 августа начинается 2-й акт драмы – битва при Танненберге. 
 
Второе отступление. Перегруппировка и сосредоточение войск для осуществления маневра называется развертыванием. Развертывание само по себе еще не создает угрозы противнику, однако требует времени и иных оперативных ресурсов. Войска во время развертывания (особенно в завершающей его стадии) весьма уязвимы для внезапной атаки. Потому развертывание, хотя оно и представляет собой сочетание сугубо технических действий, должно быть спланировано даже более тщательно, нежели предстоящий маневр. 

Как правило, развертывание осуществляется на своей территории под за-щитой соединений прикрытия. Иногда, однако, это делать нежелательно по сооб-ражениям времени или невозможно по геометрическим причинам (узлы связности находятся вне контролируемой территории, размеры области недостаточны для сосредоточения необходимых для операции сил). В этом случае развертывание производится на территории противника под прикрытием маневра, который вначале выполняется лишь небольшой частью сил. В очень редких случаях развертывание осуществляется на оспариваемой территории без всякого прикрытия. 

Последний маневр считается в аналитической стратегии почти невозможным, но именно его удалось провести Э. Людендорфу в 1914 г. в Восточной Пруссии! Он организовал железнодорожный маневр против 2 й русской армии Самсонова, использовав коммуникации, которые частично проходили по оспариваемой территории. 

В итоге Людендорф точно реализовал идею Шлиффена для Восточной Пруссии – атаку внутреннего фланга одной из русских армий. В результате 2-я русская армия понесла катастрофическое поражение, потеряла убитыми, ранеными и пленными 56 000 человек, 230 орудий, 23 генерала. Командующий армией генерал Самсонов застрелился. 

Может, потому и не отмечают этот день славы, т. к. он оказался «пирровой победой»?


Возврат к списку

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"