Электронная библиотека Руниверс > Хрестоматия

Дневник боевых действий: русские перспективы апреля 1915 года

10.05.2010

Дневник боевых действий: русские перспективы апреля 1915 года

Как я уже обещал, начинаю постепенную публикацию материалов из имеющейся у меня подшивки иллюстрированного журнала «Нива» за 1915 год. Сначала хочу выложить своего рода передовицу К. Шумского «Дневник боевых действий. Окруженная Австро-Венгрия». Она была опубликована в №17 от 23 апреля. Буквы и некоторые окончания я поменял на соответствующие нормам современного русского языка, сохранив, однако, иные обороты речи и пунктуацию.

Фотографии, сопровождающие текст, взяты с тех же страниц «Нивы» и принадлежат фотокорреспонденту журнала С. Корсакову. Сделаны они были преимущественно в Перемышле – городе, превращенном Австро-Венгрией в исключительно мощную крепость, однако сдавшуюся русскому оружию после долгой осады (кстати, самой крупной за всю историю Первой мировой войны) в марте 1915 года. Победа эта и в самом деле была очень крупной и весьма воодушевляющей.

Перемышль. Дом, в котором содержались русские пленные офицеры.


Стратегические затишье на восточном фронте, вызванное наступлением весенней распутицы, представляется, быть может, периодом более важным, чем периоды крупных операций. Время этого затишья обе стороны несомненно должны использовать для весьма серьезной подготовки, для весьма основательного накопления сил, должны произвести ряд весьма важных перегруппировок, и это само собою уже подразумевает неизбежность крупных событий с окончанием половодья. Не даром говорят, что «войны выигрываются в мирное время», т.е., что та подготовка к войне, которую каждая страна проделывает заблаговременно, уже предопределяет результаты будущего вооруженного столкновения. Одинаково и в данном случае, те операции, которые внешне будут вестись после распутицы, по существу уже предрешаются нынешней подготовкой обеих сторон в период самой распутицы. Поэтому и можно сказать, что весенние итоги, весенние победы зависят всецело от той подготовки, которая будет произведена в течение апрельского половодья. Этим и определяется особенная важность всех таких секретных действий и передвижений которые проделывают предварительно обе стороны.

Австрийские сестры милосердия – монахини (большей частью польки), ухаживавшие за пленными русскими офицерами.


Наиболее лихорадочной деятельностью занят австро-венгерский генеральный штаб, ибо из всех воюющих держав положение Австро-Венгрии несомненно хуже других, и несомненно ее в первую голову ждут самые серьезные испытания. Австрийцы еще со времен Галицийского сражения находились в весьма критическом положении, но то, что их ожидает после окончания весенней распутицы, делает это положение не только критическим, но прямо безвыходным. Независимо от того, что наши войска занимают главные Карпатские перевалы и могут с окончанием таяния снегов спуститься в Венгерскую равнину, австрийцам теперь более, чем когда-либо, угрожает опасность со всех сторон. Австрийцы должны ждать не только удара со стороны Карпат, но могут опасаться и сербского наступления и, самое главное, выступления Италии. Хотя Италия продолжает оставаться на внешне нерешительной позиции, но, конечно, итальянцы не откажутся от тех задач, который они ставят себе весьма определенно. Они заняли Албанию и этим уже предрешили вопрос о судьбах Адриатического моря. Отныне, владея обеими сторонами Отрантского пролива, они являются несомненными хозяевами Адриатики, и таким образом, сразу разрешили свой спор с австрийцами о господстве на Адриатическом море. Однако у итальянцев имелись и имеются счеты с австрийцами не только на море, но и на суше. Разрешив столь легко морскую проблему, они весьма настойчиво и энергично требуют от Австрии сухопутного исправления границы, что представляет для них громадную стратегическую важность. Итальянцы требуют Трентино и от этого требования не откажутся ни на одну минуту и нисколько не задумаются поддержать это требование вооруженной рукой.

Вокзал.


Для того, чтобы понять, что такое Трентино, нужно только взглянуть на карту северной Италии. Тогда сразу будет видно, что от австрийской территории вдается большой выступ, воткнутый в северную Италию. Этот выступ, — Трентино, — благодаря условиям гористой и труднодоступной местности, представляет собою весьма сильную позицию. Кроме того, в области Трентино имеется крепость Триент, которая еще более усиливает силу стратегической позиции, занимаемой австрийцами в Трентино. Таким образом перед итальянцами всегда имеется австрийская угроза в виде своего рода австрийской Восточной Пруссии. Роль Трентино совершенно аналогична со стратегической ролью Восточно-Прусской области. Как там, так и здесь обе области представляют собою труднодоступные позиции, на одоление которых нужно затратить громадные усилия. Как мы видели, мимо Восточной Пруссии двинуться на Познань нельзя, ибо движение противника из Восточной Пруссии может угрожать сообщениям с Вислой и Литвой. Одинаково и итальянцы никогда не могут двинуться в Австрию к Триесту, то есть на северо-восток. потому что этому мешает занятая австрийцами область Трентино. В случае движения итальянцев к австрийскому Триесту, австрийцы могут выйти из Трентино и отрезать пути отступления итальянской армии.

Металлические жалюзи, погнувшиеся во время бомбардировки.


Следовательно, при настоящих условиях, итальянцам с одной стороны крайне трудно взять Трентино, ибо это весьма сильная, укрепленная страна, а с другой стороны — они не могут пройти мимо Трентино и попытаться двинуться к Триесту, так как австрийцы из Трентино будут угрожать тогда сообщениям итальянской армии. Вполне естественно, что итальянцы всегда лелеяли надежду срезать этот выступ — Трентино, чтобы оказаться в одинаковых условиях государственной обороны с австрийцами, австрийцы же ни за что не хотят отдать итальянцам Трентино, сознавая важность и стратегическое значение этой области, а в особенности не хотят отдавать ее теперь, ибо, отдав Трентино, австрийцы окажутся совершенно обезоруженными перед Италией. С своей стороны итальянцы не могут надеяться на бумажные обещания австрийцевъ, готовых пока обязаться, что они отдадут Трентино после войны, и понимают, что настоящий момент является для них наиболее благоприятным для захвата этой спорной области для выравнивания границ.

Каземат.


В силу этого, вопрос о выступлении, Италии является в принципе, по-видимому, предрешенным, и все сводится только к тому, когда итальянцы выступят. Каждый наш успех на австрийском фронте приближает там развязку событий, а это, в свою очередь, заставляет итальянцев торопиться со своим выступлением. Поэтому к началу весенней распутицы позиция Италии по отношению к Австрии будет весьма угрожающей, и австрийцы неизбежно должны держать часть своей армии на итальянском фронте. Эти войска должны быть достаточно многочисленны, ибо итальянская опасность представляется весьма серьезной. У итальянцев имеется перволинейная армия, которая, в случае нужды, будет доведена до 700 — 800 тысяч, тогда как у австрийцевъ уже действуют даже не второлинейные войска, а третьелинейные.

Австрийские пленные разгружают муку, доставленную в сдавшийся Перемышль.


Будучи вынуждены оставить часть сил против итальянцев, австрийцы не могут также игнорировать и сербского фронта. За 4 месяца после сражения в долине в Колубары сербская армийя успела значительно усилиться, отдохнуть и представляет собою во всяком случае достаточно серьезную силу, чтобы австрийцы могли не считаться с нею при начале весенней кампании. Таким образом, кроме сложных задач, предстоящих перед австрийцами на Карпатах, им приходится выделять часть войск для итальянского и сербского фронтов. Австро-Венгрия к началу весны будет окружена почти со всех сторон, и, если принять во внимайте, что даже тогда, когда австрийцам пришлось драться только на одном русском фронте, они потерпели поражение, то вполне понятно, насколько сложным и почти безвыходным окажется их положение к началу весны. Австро-венгерский штаб, конечно, понимает всю неимоверность своего положения и, насколько можно судить по отрывочным известиям, давно настаиваете на том, чтобы немцы, сильно укрепив свои позиции Польше, перебрались массами в Венгрию и повели наступление через Карпаты. Венгерские газеты даже обвиняют немцев во несчастьях, случившихся с Австрией. Они заявляют, что наступление Гинденбурга в Польшу из Восточной Пруссии было заранее уже обречено на неудачу, так как Гинденбург с той частью германских войск, которая ему была уделена с западного фронта, все равно никогда не мог бы захватить сильных оборонительных линий Немана—Вислы. Если бы еще в октябре, как уверяют венгры, Гинденбург укрепился в Польше, а войска выслал бы в Венгрию и повел бы наступление через Карпаты, то давно был бы выручен Перемышль, возвращена была бы Галиция, и наше стратегическое левое крыло было бы охвачено.

Однако немцы как раньше не хотели уходить из Польши и сходить с путей, прикрывающих направление на Берлин, так, конечно, не решатся сунуться в далекий обход через Австрию и теперь.

Сожженное австрийцами оружие.


Это ясно выраженное нежелание немцев послать массы войск в Австрию еще е затрудняет австрийский генеральный штаб, и ему приходится довольствоваться только несколькими корпусами, присланными немцами, да теми укреплениями, которые возводятся ими на Карпатах. Карпатский хребет весь опутывается колючей проволокой, и эта проволока является последним средством, в котором ищут свое спасение австрийцы. Но там, где страну не спасла полевая армия, не спасет ее и проволока, хотя бы накрученная в самом неимоверном количестве.

Пребывание Его Императорского Высочества Великого Князя Георгия Михайловича в действующей армии.


Картина, нарисованная в очерке Шумского, и в самом деле для левого крыла русской армии на востоке выглядит весьма благоприятной. Однако 1915 год стал исключительно тяжелым для России. Именно в тот год Германия решила перенести основные свои усилия на Восточный фронт, чтобы в ходе одной решительной кампании вывести из войны Российскую империю и получить возможность сосредоточить все силы на западе.

Уже в конце апреля немцы нанесли мощный удар в Восточной Пруссии, а в следующем месяце прорвали фронт в районе Мемеля и Либавы. Практически одновременно германо-австрийским войскам удалось прорвать русский фронт в Галиции. После этого, чтобы избежать окружения, началось общее стратегическое отступление русской армии из Галиции и Польши. Лишь к октябрю германские войска были остановлены, и начался длительный позиционный период.

Генерал Добротин, награжденный за боевые отличия Георгиевским оружием, со своим штабом.


Хотя амбициозный замысел Центральных держав и потерпел неудачу, русская армия была вынуждена откатиться назад, уступив противнику значительные территории, причем как разнее захваченные, так и те, на которые в ходе Великой войны сапог немцев и австрийцев еще не ступал. Лишь такой ценой удалось избежать огромного стратегического котла. Италия и в самом деле вступила в войну на стороне Антанты (что Германия и Австрия сочли изменой Тройственному союзу). Произошло это 23 мая. Чуть позднее военные историки замечали, что момент Италией был выбран крайне неудачный: сделанный чуть раньше или чуть позже, этот шаг мог бы оказать значительное влияние на ход противостояния, но в начале лета 1915 года «итальянская проблема» была прикрыта сравнительно небольшой ценой, и борьба в Альпах хотя и была кровопролитной, но собого успеха никому в конечном итоге не принесла.

Что же касается Сербии, то к концу 1915 года она была разбита, в том числе благодаря помощи Болгарии, примкнувшей к Центральным державам в октябре (что в свою очередь славянские страны восприняли предательством). Ну а крепость Перемышль была взята немцами и австрийцами через несколько месяцев после того, как были сделаны фотографии С. Корсакова.

Возврат к списку

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"