Электронная библиотека Руниверс > Хрестоматия

Алексей Лукич Юшанов «Проводы начальника»

Алексей Лукич Юшанов «Проводы начальника» 27.11.2009

Алексей Лукич Юшанов «Проводы начальника»

Алексей Лукич Юшанов (1841 - 1866), живописец-жанрист и график. Уроженец Тамбовской губернии, из семьи ремесленника. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества у Е.С.Сорокина.

Умер рано и о жизни его известно немного. Он не заслужил даже упоминания в Большой Советской энциклопедии, даже неясно, когда он, собственно, умер. Автор множества графических листов, воспроизводящих "типы" своего времени (Государственный Русский музей).

Единственное дошедшее до нас живописное произведение - картина «Проводы начальника», хранящаяся в Третьяковской галерее, за которую художник был удостоен Большой серебряной медали. В ней Юшанов развил жанровую традицию П.А.Федотова с её острой социально-критической направленностью. Скомпонованная по принципу театральной мизансцены, сдержанная по колориту, она привлекает многообразием индивидуальных психологических характеристик действующих лиц, умело расставленными сатирическими акцентами.



«Проводы начальника» - загадочнейшая картина, хотя бы потому, что она - единственное, что осталось в истории от художника Юшанова.

Имя осталось в ряду художников второго плана (Соломаткин, Прянишников, Морозов), как шлейф кометы, выстроившихся за Перовым. Концентрат социальной злости, на котором были замешены первые и самые известные перовские картины, у его последователей растворен в большем количестве идеологической воды - и темы помельче, и типажи не столь уродливы.

А Юшанов, если судить по одному доступному нам шедевру, простодушием превосходил всех коллег по цеху. Композиция «Проводов начальника» вызывает самые разнообразные ассоциации.

Есть здесь перекличка и с «Приездом гувернантки» Перова, и со «Сватовством майора» Федотова. Прихожая, где начальнику подносят рюмочку на серебряном подносе, напоминает сцену, все действующие лица - как и положено в спектакле - разделены на несколько групп (любопытствующие гости, одевшиеся посетители и молодые чиновники, суетящиеся вокруг старого шефа).

Но вот тут-то социальное чутье явно художника подвело. Изобразил бы он начальника толстым и пьяным, как сделал это Перов со своим попом в «Крестном ходе на пасхе», - и лакейская сущность его приближенных стала бы более чем очевидна. Но главный виновник - эдакий божий одуванчик. И все его пороки - не более чем причуды пожилого человека. Их можно отнести на счет преклонного возраста, а не нравов и социальных порядков.

Юшанов активно заимствовал художественные открытия Федотова - характер персонажей выражается через жесты и позы. Фризом развернутая сцена, как в театре теней, строится на красноречивых силуэтах. Каждый герой, как в классической пьесе, - носитель отдельно взятого порока.

Но Федотов, например, к тому же чрезвычайно смешно обыгрывал мир вещей - у него любая деталь интерьера пародирует людей. Юшанов до таких тонкостей не дошел - квартира у него написана со скучной добросовестностью аккуратного фиксатора.

Возврат к списку

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"