Электронная библиотека Руниверс > Хрестоматия

Какие ритуалы и обряды проводились на Руси в период подготовки к свадьбе?

18.11.2009

Какие ритуалы и обряды проводились на Руси в период подготовки к свадьбе?

На Руси обряды проведения свадеб сложились в древности. Со временем в них вносились различные изменения, но остатки языческих ритуалов сохранились и благополучно дожили до наших дней. В крестьянских свадьбах, в зависимости от региона, где они проводились, существовало больше особенностей и разнообразия ритуальных действий. В княжеских, боярских и купеческих свадьбах было больше единообразия, так как с XVI века они проводились в соответствии с «Домостроем», подробно регламентировавшем весь ход свадебного обряда, которому был посвящен специальный раздел «Свадебный чин». Подобным образом проводились и царские свадьбы, главным отличием было то, что предварительно проводился выбор невесты и она заранее переезжала во дворец, где ей отводились специальные покои и штат обслуживающего персонала.

Традиционно обрядовые действия по созданию новой семьи начинались со сватовства или свадебного сговора. Они проводились по отдельности, но могли и объединяться, тогда элементы сватовства включались в проведение свадебного сговора. Как правило, свадебный сговор с элементами сватовства был характерен для богатых свадеб, когда предварительная договоренность уже имелась и её только следовало ритуально оформить.

Н.К. Пимоненко. Сваты


Порядок проведения свадебного сговора был подробно изложен в «Домострое»: «Когда происходит сговор, жених в нарядной одежде приедет со своими родственниками к тестю во двор, а с ним должен быть отец или старший брат, и этот первым входит – один, а все остальные – после. Встреча же происходит у коня или на крыльце или в сенях, и встречает тесть, а затем садятся по чинам за стол: кто приехал с женихом – на лавке, а все здешние – на скамье. И когда тесть поднесет лучшие вина в кубках, станет говорить тот, кто приехал с женихом, отец или старший брат, тестя назвав по обычаю полным, именем: «Время нам начать говорить дело, зачем съехались». И тесть велит священнику «Достойно» говорить, и тот вспоминает праотцев Авраама и Сарру, Иоакима и Анну, и царя Константина и Елену. После благословения крестом станут и говорить и писать договорные записи и рядную грамоту, уславливаясь, и сколько за договор и чего приданого, а как подпишут и закончат записи, скажет священник: «О тебе радуется...». И, закрепив всё подписью, все берут по чаше меду, друг друга поздравляют и грамотами меняются».

Присутствие священника на сговоре было желательно, чтобы подтвердить, что со стороны церкви препятствий к обручению и венчанию нет. Когда основные «формальности» соблюдены, следовал обмен небольшими подарками и представление жениха матери невесты. Любопытно, что эту часть ритуала «Домострой» по различному трактует для богатых и простых семей. При знакомстве жениха с будущей тещей в княжеской или боярской семье «невесты тут не должно быть; у простых же людей в обычае – и невеста тут; стоят они подле матерей, но не целуются и быстро удаляются». По традиции сговор завершает застолье, «пируют все с удовольствием, но большого стола – не бывает».

На следующий день к будущим родственникам приезжает мать жениха и «смотрит невесту». Если изъянов не обнаружено, семьи начинают готовиться к свадьбе, которая будет проводиться в доме родителей жениха.

М. Шибанов. Празднество свадебного сговора


Долгое время венчанию и свадьбе предшествовало обручение, проводившееся за несколько дней и даже недель до основного обряда. После него составлялся специальный договор – «заряд», предусматривающий выплату неустойки, если одна из сторон обручение расторгнет. Ко времени составления «Домостроя» сложился порядок, когда обручение чаще всего стали проводить в день венчания в доме у невесты. В этом случае «заряд» не составлялся, окончательно же он был отменен Петром I. Во второй четверти XVIII века Святейший Синод принял решения об одновременном проведении обручения и венчания в церкви. Кстати, этот порядок действует и в наши дни.

Перед свадьбой обе стороны составляли и согласовывали подробную роспись всех свадебных чинов и приглашенных со своей стороны. На крестьянских свадьбах это делалось устно. Обязательно согласовывался и порядок проведения свадебного обряда. Если дружка, на которого возлагалось ведение свадьбы, назначался только от одной из сторон (как правило, от семьи жениха), то от другой стороны ему в помощь назначали полудружье.

В.Е. Маковский. Выбор приданого


До свадьбы могли проводиться мальчишники и девичники, символизировавшие прощание с холостой жизнью. Они не считались обязательной частью свадебного ритуала, поэтому порядок их проведения было менее регламентирован и больше опирался на местные традиции.

Зато перевоз приданого и постели от невесты в дом жениха всегда был элементом свадебного ритуала. Существовало два варианта передачи приданого. В первом случае числяне (приданики) со стороны жениха принимали приданое (в богатых семьях по описи) в доме невесты и в сопровождении свахи или приданиц везли его в дом жениха. Утром перед свадьбой приданое вывешивалось и выкладывалось в помещении, где будет проводиться основное застолье или в специальной комнате. До того, как оно не будет официально продемонстрировано родителям жениха и гостям, при нем оставались представители обеих сторон, обычно, приданики и приданицы. В ряде случаев приданое везли только представители невесты, передававшие его приданикам уже в доме жениха.

В.М. Максимов. Шитье приданого


С большей торжественностью обставлялся перевоз в дом жениха постельных принадлежностей и оборудование свадебного ложа. Постель из дома невесты мог сопровождать дружка, отвечавший кроме всего и за береженее молодых от порчи. Со стороны невесты за постель отвечала одна или несколько специально назначенных женщин – постельниц. Свадебное ложе по традиции оборудовали в нежилом помещении, это могли быть клеть, подклеть, летник и даже примыкающий к дому амбар. В крестьянских семьях брачное ложе всегда устраивалось в доме жениха. «Домострой» же рекомендовал проводить первую брачную ночь в доме невесты, так как именно тесть отвечает за непорочность дочери. Но эти рекомендации соблюдали не часто.

В доме жениха постель встречали с иконой, кропили святой водой и торжественно несли в отведенное помещение. Порядок устройства свадебного ложа был различным, но оно должно было подчеркнуть будущее богатство и плодовитость. В богатых семьях его могли оборудовать непосредственно на снопах (их брали три по девять) или мешках с пшеницей, покрытых одним или несколькими коврами. Обязательно в каком-то виде использовались шкурки пушных зверей. Количество перин не регламентировалось, их могло быть две-три, как и одеял. Под перины мог укладываться матрац, набитый ароматными, но не очень пахучими, травами. Подушек обычно было две, но они могли быть по размеру больше обычных.

В.В. Пукирев. Прием приданого по росписи


В «Домострое» подробно описывалось не только оформление брачного ложа, но и всей комнаты. «В головах же поставят образ, а по четырем углам на прутьях по паре соболей да по калачику крупичатому, да поставец, а на нем двенадцать кружек с разным питьем, с медом и с квасом, да ковш один, да чарку одну же, чтобы была она гладкая и без выступов, или братину круглую без носка. Да тут же накрыть и стол, застелив фатою, там, где быть в головах свечам и караваям, да маленький столик повыше него, на два блюда под крест, что будет на женихе, да под монисто, что будет на невесте, да две миски, одна для колпака или шапки, а другая для кики. А в ногах постели накрыть стол, на котором платью лежать да в одном углу закрыть занавеской, а за ней пуховик на ковре да изголовье, большой кумган кипяченой воды, два таза, большая лохань да две простыни. Тут же приготовить и два халата, мужской и женский, рукомойник, лохань, полотенце, две шубы нагольные. И все то так приготовя, дружки и свахи сначала всех отошлют, затем и сами выйдут, а сенцы запрут и запечатают оба дружки двери своими печатями. И оставят тут перед сенцами постельничих».

В крестьянских семьях оборудование комнаты для первой брачной ночи было значительно скромнее, но снопы или мешки с зерном должны были быть в ней обязательно. Продукты и питье, как правило, приносились перед приходом молодых непосредственно со свадебного стола, но могли быть специально приготовленными. Обычно, сразу после привоза брачной постели, жених во главе поезда из родственников, друзей и почетных гостей отправлялся за невестой. С этого начинались основные ритуалы свадебного торжества

Основной свадебный обряд начинался с приезда жениха в дом невесты. Этому предшествовал целый цикл предсвадебных ритуальных действий, которые завершались перевозкой приданого в доме жениха и оборудованием свадебного ложа.

В соответствии с рекомендациями «Домостроя» жених должен был прибывать к дому невесты на собственном аргамаке. Женихи попроще, как правило, ехали в украшенных санях. Во всех слоях общества стремились сделать свадебный поезд побольше, разукрасить коней и сани лентами, цветами, разноцветными подзорами и вышитыми полотенцами. Обязательным атрибутом были колокольчики и бубенцы, заранее предупреждавшие о приближении жениха со свитой к дому невесты. Родители жениха обычно в дом невесты не ехали, с этого момента их функции на период свадебных торжеств брали на себя посаженные отец и мать.

И.С. Куликов. Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме


О том, что жених может выезжать за невестой, обычно оповещал посыльный, отправленный будущим тестем. Эти обязанности мог выполнять дружка или полудружье. Первыми во двор отца невесты отправлялись друзья жениха, дружка или тысяцкий, которые должны были заплатить символический выкуп за право входа в дом жениха. Обычно выкупы за право входа жениха в дом и за невесту платились не деньгами, а небольшими подарками, сладостями, желающим могли и чарку налить. Прибывших рассаживали за столом. Непосредственно к невесте отправлялась только посаженная мать жениха или его родственница, которая должна была убедиться, что та готова к выходу.

До конца XVIII века сначала в доме невесты проводили обручение. После него молодые впервые прилюдно могли поцеловаться. Затем молодых готовили к венчанию, обязательным элементом было расчесывание волос и заплетание косы невесте. Гостям в это время от родителей невесты подносили небольшие подарки (обычно платок) и ритуальное угощение: сыр, хлеб и вино, после чего могло последовать короткое застолье. Одновременно с посыльными от родителей невесты хлеб, сыр и платки посылали родителям жениха и всем приглашенным на свадьбу, которые не присутствовали на обручении в доме невесты.

Когда к гостям выводили молодых, их обсыпали хмелем и зерном, а дружка или тысяцкий просил родителей невесты: «Благословите детей своих идти к венчанью». Получив благословение, жених за руку выводил невесту из дома и помогал сесть в сани. Сам он должен был до церкви ехать в своих санях или верхом. К церкви отправлялся уже объединенный свадебный поезд. В ряде мест родители молодых в церковь не ездили, в этом случае они и часть гостей с их стороны после отъезда молодых отправлялись в дом жениха.

И.С. Куликов. Убор невесты


После венчания молодой муж садился в сани вместе с женой, если же он ехал верхом, вместо него с молодой садился его представитель или его посаженная мать. Родители жениха встречали молодоженов перед широко распахнутыми воротами во двор, иногда, чтобы сделать проезд широким, даже разбирали часть забора. Обязательным элементом встречи был каравай хлеба, который молодые надкусывали, стараясь «отхватить» кусок побольше. В ряде мест кроме каравая молодым выносилось решето, как символ того, что молодоженов будут миновать беды, уходя словно вода сквозь решето.

Когда молодожены входили во двор, их обсыпали зерном и хмелем. Затем молодоженов отводили в отдельное помещение, где для них было приготовлено небольшое угощение, обычно символическое, с пожеланиями счастливой жизни, богатства и многочисленного потомства. На северо-западе Руси для этого использовали рыбный пирог и молоко с клюквой – «чтобы деток было много, как рыбы в реке, да были они крепкими – кровь с молоком».

У молодоженов появлялась возможность немного передохнуть перед свадебным застольем, но главное – в это время проходило переодевание и причесывание молодой, которой теперь полагались женская прическа и головной убор. Кроме того, в некоторых местах молодые ездили на венчание в праздничной, но уже ношеной одежде, а во все новое переодевались по приезду в дом жениха, подчеркивая этим начало для себя новой жизни.

А.П. Рябушкин. Свадебный поезд в Москве XVII века


Для гостей в это время устраивали небольшой «фуршет» – угощали вином с заедками, а также демонстрировали приданое невесты, которое обычно вывешивалось и выставлялось в помещении, где накрывался свадебный стол. По традиции свадебный стол ставился буквой «Т», так, чтобы молодые сидели под образами. Перед молодоженами на стол обязательно ставился каравай и еще одно-два свадебных ритуальных блюда в зависимости от региона, это могли быть блины, специальное печенье (хворост), сыр, пирог.

По традиции в первый день общее свадебное застолье длилось не долго. После нескольких перемен блюд молодожен вставал и кланялся собравшимся, а дружка или тысяцкий от его имени приглашал всех на следующий день продолжить свадебный пир. Если обращения были персональными к каждому из гостей, то каждое из них молодожен сопровождал поклоном.

После этого молодых отводили в помещение, где было устроено брачное ложе. Обычно застолье в это время продолжалось, но желающие могли его покинуть, не нанеся этим оскорбления хозяевам. Общее веселье притухало, так как и родные, и гости ждали вестей, что молодой муж справился с возложенной на него природой обязанностью, а молодая жена оказалась непорочной.

А.П. Рябушкин. Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии


Единого ритуала проведения первой брачной ночи не существовало, они заметно отличались в различных регионах. Где-то молодых не тревожили, пока они сами не дадут знать, что у них все получилось. В ряде мест их периодически навещали, чтобы при необходимости подсказать, что и как делать. Обычно эти функции возлагались на сватью.

Любопытные рекомендации на этот счет дает «Домострой». После того, как молодых раздели, уложили и оставили одних, «тысяцкий и поезжане и дружка и старшая сваха войдут в комнаты к свекру и скажут тут: «Бог сподобил: дети ваши после венчанья легли почивать поздорову, и вот услаждаются». А два постельничих у дверей сидят неотступно, и как настанет новобрачному время, полежав и познав, он кликнет постельничего и велит позвать ближнюю боярыню, а сам, зайдя за занавеску и омывшись водой, набросит на себя халат да шубу нагольную. А затем пойдет новобрачная с боярыней или с двумя, и там обмоют ее, и обе сорочки замочат в тазах. И новобрачная также набросит на себя халат и шубу нагольную да велит позвать к себе дружку, а сам новобрачный сядет на большой постели, новобрачная же за занавеской на пуховике.

Когда же дружка придет, пошлют его к отцу и матери сказать, что, дал Бог, все в порядке. И те пошлют сваху, а потом придет и тысяцкий или кто-то из ближних родственников к новобрачному, а к новобрачной придет свекровь или боярыни и родственницы и поднесут на руках кушанье, студень крошеный из птицы со сливами и с лимонами и с огурцами. Новобрачного кормит тысяцкий, а новобрачную за занавеской свекровь с боярынями. А дружку тем временем пошлют к теще и тестю, и тот, приехав, говорит, назвав полным именем: «Велел вам сказать новобрачный: божиим милосердием и вашим родительским пожалованием и сохранением мы, дал Бог, справились, и на том на вашем пожалованье челом бью». И тут поцелуется с дружкою тесть, подарит чарочку или ковшик, а теща платок. И с этой поры на обоих дворах наступает веселье и праздник». Брачное ложде в клети крестьянского дома. Музей народного деревянного зодчества "Витославлицы" Брачное ложде в клети крестьянского дома. Музей народного деревянного зодчества "Витославлицы"

Утром молодожены по традиции вместе ходили в баню, а затем возвращались на свадебный пир. Именно в этот день им дарили подарки, они в ответ отдаривались «даровщиной» родственникам, гостям и свадебным чинам. Во многих местах проводились ритуалы проверки трудовых навыков молодых, при этом гости одаривали их деньгами за хорошую работу, но и всячески мешали её выполнению, что создавало дополнительное веселье. Именно во второй день водка становилась «горькой», а молодоженам приходилось без устали целоваться, чтобы её подсластить.

Обычно на крестьянских свадьбах все торжества в этот день и заканчивались. На богатых свадьбах пиры могли продолжаться еще несколько дней, но уже без ритуальных действий, а зачастую и без молодоженов, которые могли начать наносить визиты родственникам, посетить церковь или святые места.

Упрощение свадебных ритуалов началось еще в XVIII веке. Сначала на европейский манер стали проводить свадьбы в императорской семье, затем этому последовала высшая знать, дворяне и купечество. Только на селе даже в первые годы советской власти свадьбы проходили с соблюдением многих старых ритуалов, а там, где сохранились церкви, и с венчанием. В наши дни началось возвращение некоторых полузабытых свадебных ритуалов. В полном объеме возродить их уже не удастся, да, видимо, в этом и нет необходимости, так как жизнь существенно изменилась. Но согласитесь, что было в старых ритуалах что-то такое, что не просто позволяло сделать свадьбу запоминающейся, но и наполнить её глубинным смыслом, превратив в одно из главных жизненных событий.

Возврат к списку

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"